9 июл. 2010 г.
Синдром Стендаля
Одна из моих ближайших подруг, изъездившая и исходившая весь Старый Свет вдоль и поперёк, как-то призналась в своём блоге, что сторонится хоженых туристких троп, и, в частности, известных на весь мир музеев и галерей - типа Лувра, Уфицци, Эрмитажа. Замечу сразу, что я не совсем с ней согласна; попадая в любой город, я старалась выжать из него два максимума: собственный и туристический, то есть "для себя" и "для общего развития".
В комментах к её словам одна дама даже заметила, что, мол, куда приятнее посмотреть альбом с иллюстрациями у себя дома, в тиши и покое, чем толкаться в толпе разношёрстных туристов. Честно говоря - так может рассуждать только человек, ни разу в жизни не видевший оригинала. Сравнивать впечатление от "Последнего дня Помпеи", к примеру, и от её уменьшенной копии в журнале просто смешно.
Но есть другая сторона вопроса - настоящие произведения искусства, особенно собранные вместе, производят на людей совершенно особенное, часто болезненное впечатление. Они даже вызывают заболевание, называемое синдромом Стендаля.
«Когда я выходил из церкви святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалась, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю», — писал Анри Стендаль о своём посещении Флоренции, и эти строчки считаются характеристикой клинической картины синдрома - учащённое сердцебиение, тошнота, головокружение, обморок, приступы панического страха или агрессии. Синдром был описан в 1979 году итальянским психиатром Грациэллой Магерини, которая исследовала и описала свыше 100 одинаковых случаев среди туристов, посещавших Флоренцию.
Именно эта болезнь заставляет ополоумевших от обилия прекрасного впечатлительных туристов бросаться на картины и скульптуры с ножом, молотком или бутылочками кислоты. Вы видели "Иван Грозный убивает своего сына" Репина в подлиннике? Я понимаю того типа, который пытался эту картину порезать. Это действительно ужасно. Это куда больше, чем холст с неравномерно нанесёнными на него слоями краски разных оттенков.
В Италии больше всего достаётся творениям Микеланджело Буонарроти. Сколько раз атаковали Давида - даже смешно сказать. Фреску "Страшный Суд" ещё папа Климент Седьмой приказал замазать от греха подальше, а Восьмой вообще сбить собирался. Вы знаете - я понимаю понтификов. Это реально страшно, даже в копии. Обилие обнажённых тел вряд ли испугало Ватикан - на фреске "Сотворение мира" тоже все, мягко говоря, неодеты.
А результат? По словам сотрудников отделения психиатрии флорентийской больницы «Санта-Мария Нуова», каждый год к ним доставляют около ста туристов с признаками «синдрома Стендаля». Около фресок Микеланджело кто-нибудь хлопается в обморок практически ежедневно. Интересно, что на японцев хуже всего действует Париж. Они согласны терпеть Уфицци и Прадо, но Лувр - никогда! В японском посольстве во Франции даже открыта постоянная "горячая линия" для жертв "синдрома Стендаля по-японски".
Разумеется, жертвами синдрома становятся не все, а в основном люди творческие, эмоциональные, с сильно развитым воображением, неустойчивой психикой. Увы! Я тоже как-то оказалась жертвой этого синдрома - в Ораниенбауме, а именно - в Китайском дворце. Гид бубнила что-то про то, что это - единственный дворец стиля рококо в России, а я, пытаясь справиться с головокружением, медленно осознавала, что с меня уже действительно хватит!
Конечно, я не пыталась ничего разбить или испачкать, но может - я просто не дошла до кондиции? Прекрасное вроде бы должно пробуждать прекрасные чувства, но на деле это совсем не так. В какой-то момент наступает точка насыщения, а за ней - непредсказуемая реакция. Так что будьте осторожны в пору отпусков, отправляясь в далёкие путешествия, дозируйте посещение музеев... Режиссёр Дарио Ардженто даже снял триллер под названием "Синдром Стендаля". Кто знает, может - эта хворь заразна?
Вы спросите - к чему это я? Да так, братья-копирайтеры. Может оно и к лучшему, что мы не создаём великих произведений искусства? По крайней мере, от наших статей никто в обморок не шлёпнется и в психушку не попадёт. Хоть слабое, но - утешение!
4 коммент.:
Есть еще синдром коричневой зависти: когда видишь шедевр, или просто очень хорошую работу, и от зависть выливаешь сверху ведро г..на. Этот синдром присущ и нашей братии копирайтеров.
ОБМОРОК — внезапная потеря сознания вследствие снижения мозгового метаболизма, вызванного кратковременным уменьшением мозгового кровотока.
В большинстве случаев обморок связан с определенным положением тела: сознание, как правило, утрачивается в вертикальном положении, но возвращается в горизонтальном, как только увеличивается приток крови к мозгу. - Вот простое физиологическое объяснение синдрома. Туристы долго стоят, состояние здоровья не идеальное, усталость, вот и результат. Конечно, приятнее объяснить такой конфуз высокими чувствами.
Прикольно, но после Уфицци я могла потерять сознание скорее от усталости.
А мне почему-то в музеях всегда вспоминаются строчки из стихотворения Веры Павловой:
"Лучшее, что я видела
в музеях, — деревья за окнами".
Отправить комментарий