Словарь морских терминов




А

Адмирал - происходит от арабского "амир аль бахр" -"повелитель моря". Высшее воинское звание ввоенно-морском флоте.

Астролябия - астрономический прибор, появившийся ещё в Древней Греции. Использовалась как угломерный инструмент для определения положения звёзд. Впоследствии была заменена секстантом. 

Ахтерштевень - брус, установленный в задней части киля вертикально к нему; к ахтерштевню подвешивается руль. А. состоит из фалстарн-поста, старн-кницы и заполняющих деревьев - кормового дейдвуда. 

Б

Бак - надстройка в носовой оконечности судна.

Банка - отдельно расположенная мель. Обычно является районом рыболовства.

Бархоут - усиленный пояс наружной обшивки для придания дополнительной прочности в районе ватерлинии.

Бизань-мачта - кормовая мачта на многомачтовых судах (три и более), а также на двухмачтовых, если она ниже передней.

Бизань - косой парус на бизань-мачте.

Бимс - поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб. Они соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.

Блинд - прямой парус, ставившийся под бушпритом на блинда-рее. 

Боковая шкаторина - боковая кромка прямого паруса, обшитая ликтросом. 

Бом-блинд - малый прямой парус на бом-блинд-рее, которая крепилась к бом-блинд-стеньге.

Бонет - небольшой дополнительный парус, крепившийся снизу к основному для увеличения скорости при слабом ветре.

Борт - совокупность элементов набора и обшивки, которая образует боковые стенки корпуса.

Брандер - корабль, нагруженный горючими веществами, используемый для подрыва судов противника.

Бушприт - наклонённое или горизонтальное рангоутное дерево, выступающее с носа судна. На больших судах бушприт был составным, его продолжением являлся утлегарь, а продолжением утлегаря - бом-утлегарь.

В

Ванты - снасти стоячего судового таклелажа. Изготавливались из пенькового троса.

Вертлюг - металлический штырь, на который устанавливали артиллерийское орудие малого колибра.

Водоизмещение - количество воды, вытесненное подводной частью плавающего судна. Объёмное водоизмещение равно объёму подводной части до ватерлинии и зависит от плотности воды; массовое водоизмещение равно массе корабля и зависит от нагрузки. 

Вперёдсмотрящий - член экипажа судна, назначенный для наблюдения за обстановкой во время плавания. 

Высота борта - вертикальное расстояние, измеренное от киля до первой непрерывной палубы в середине судна. 

Г

Галеон - парусный корабль с высокой грузоподъёмностью. Имеет две мачты с прямыми парусами, а также бизань-мачту (или две), с латинским парусом, который потом заменили на прямой парус.  

Д

Дек - палуба, на которой установлена артиллерия.

Днище - нижняя часть судна, расположенная от киля до верхних кромок скуловых поясов.

Дно трюма - нижняя внутренняя часть судна.

Дедвейт - полная грузоподъёмность судна. Равен разности водоизмещения полностью загруженного и порожнего судна. Измеряется в брутто-регистровых тоннах (1 тонна =100 кубических футов или 2.8316 кубических метров).

Длина - расстояние между крайними точками носа и кормы.

К

Каракка - крупное грузовое судно или трёхмачтовый военный корабль.

Квартердек - приподнятая кормовая часть верхней палубы.

Киль - важнейший элемент конструкции судна. Это основная продольная днищевая балка набора судна, состоящая из нескольких брусьев, соединённых между собой замками. Снаружи к килю крепилась дополнительная балка - фальшкиль.

Кильватер - строй кораблей, идущих в одной линии. 

Конвой - группа транспортов и торговых судов, которые передвигаются под охраной военных кораблей. 

Корабельный червь - морские двустворчатые моллюски (Bivalvia) семейства терединит (лат. Teredinidae). Живут в древесине, подвергающейся воздейсвию морской воды. Тело червеобразное, на перднем конце расположена двустворчатая раковина, которой они сверлят древесину. Известно около 60 видов корабельных червей.

Крамбол - толстый короткий брус в виде консоли, выходящей за борт. Применялся для подтягивания к борту якорей.

Крюйсель - прямой парус на бизань-мачте, расположенный выше латинского паруса.

Курс -  горизонтальный угол между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения. Маршрут, которого судно должно придерживаться.

Л

Лавирование - продвижение парусника к цели, расположенной с наветренной стороны, в бейдевинд с переменными галсами.

Ликтрос - трос, которыми обшивают кромки парусов.

Лисели - дополнительные трапециевидные или прямоугольные паруса, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на фок- и грот-мачтах при слабом ветре. 

М

Марс (Марсовая площадка) - площадка на топе составной мачты, прикреплённая к лонга-салингам и краспицам. 

Н

Наветренный борт - борт судна, в который дует ветер.

Нижняя шкаторина - нижняя кромка паруса, обшитая ликтросом. 
О

Обводы судна - очертания наружной поверхности корпуса судна

Осадка - углубление корпуса корабля в воде.

Осадка судна - величина погружения судна в воду. исчисляется от нижней кромки киля судна до поверхности спокойной воды.

Отстойчивость - способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возаращаться в положение равновесия после прекращения их действия.

П

Палуба - горизонтальное перекрытие корпуса судна, состоящее из набора и настила. Нумерация палуб начинается с верхней. Палубы, идущие по длине судна, называются платформами.

Пассат - устойчивое воздушное течение в тропических широтах над океаном. 

Пинк - трёхмачтовое коммерческое судно вместимостью около 200 т.  

Планширь - самый верхний брус на фальшборте палубных судов. 

Полакка - трёхмачтовое парусное судно, распространённое в Средиземноморье. 

Пушечный (орудийный) порт - отверстие для стрельбы из установленного на корабле орудия. Порты имели крышки, которыми могли наглухо закрываться.. 

Р

Размерения судна - основные линейные размеры судна, такие, как длина. ширина, высота борта, высота надводного борта, осадка.

Рангоут - совокупность надпалубных частей судового оборудования. На парусных судах рангоут предназначен для постановки, поворота и уборки парусов.

Рей - рангоутное дерево, которое крепилось к мачте или стеньге для постановки парусов. Рей для крепления латинского паруса назывался рю.

С

Седловатость - искривление от носа до кормы в боковой проекции судна. Седловатость палубы - форма её поверхности, при которой она имеет подъём от середины корпуса к носу и к корме.

Скула - скула судна, место наиболее крутого изгиба борта, переходящего либо в носовую часть (носовая скула), либо в кормовую часть (кормовая скула), дибо в днище (бортовая скула). 

Стапель - место на судостроительной верфи, с наклонным к воде помостом, для сборки судовых корпусов и спуска судов на воду.

Стеньга - съёмное рангоутное дерево, продолжение судовой мачты. Выше стеньги располагалась брам-стеньга, а ещё выше - бом-брам-стеньга.

Т

Такелаж - общее наименование всех снастей. Такелаж, который служит для удержания рангоута в надлежащим положении, называется стоячим, остальной - бегучим.

Тоннаж - общая вместимость судна. В настоящее время выделяют брутто-регистровый тоннаж (вместимость внутреннего объёма судна под верхней палубой, а также надпалубных надстроек, которые используются для перевозки грузов и пассажиров) и нетто-регистровый тоннаж (объём судовых помещений для груза и пассажиров).

Топтимберс - верхняя часть шпангоута.

Трюм - на военных кораблях: внутренняя нижняя часть отсека, прилегающая к днищу ниже бортовой скулы. На торговых судах: помещение в корпусе судна между нижней палубой и днищем или вторым дном. Число трюмов зависит от назначения судна и его размеров.

Ф

Фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы.

Флагман - командующий флотом или командир соединения.

Флагманский корабль - корабль, на котором находится командующий.

Флейт - трёхмачтовое голландское парусное судно грузоподъёмностью 350-400 т, вооружённое 10-20-ю пушками.

Флортимберс - нижняя часть шпангоута, примыкающая к килю и соединяющаяся с ним.

Флот - совокупность кораблей, судов и плавсредств.

Фок-мачта - передняя мачта на корабле, считая от носа к корме.

Фут - английская мера длины (0,3048 м).

Футокс - средняя часть шпангоута. 

Ш

Швартовка - манёвр по постановке судна вплотную к причальной линии, другому кораблю или стенке, а также закрепление судна около них при помощи тросов.

Ширстрек - пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней непрерывной палубе судна.

Шканцы - верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее так стали называть часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами.

Шпангоут - прямая или криволинейная балка набора корпуса судна. 

Э

Эскадра - соединение кораблей под единым командованием. 


 
Rambler's Top100