А
Адмирал - происходит от арабского "амир аль бахр" -"повелитель моря". Высшее воинское звание ввоенно-морском флоте.
Астролябия - астрономический прибор, появившийся ещё в Древней Греции. Использовалась как угломерный инструмент для определения положения звёзд. Впоследствии была заменена секстантом.
Ахтерштевень - брус, установленный в задней части киля вертикально к нему; к ахтерштевню подвешивается руль. А. состоит из фалстарн-поста, старн-кницы и заполняющих деревьев - кормового дейдвуда.
Б
Бак - надстройка в носовой оконечности судна.
Банка - отдельно расположенная мель. Обычно является районом рыболовства.
Бархоут - усиленный пояс наружной обшивки для придания дополнительной прочности в районе ватерлинии.
Бизань-мачта - кормовая мачта на многомачтовых судах (три и более), а также на двухмачтовых, если она ниже передней.
Бизань - косой парус на бизань-мачте.
Бимс - поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб. Они соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.
Блинд - прямой парус, ставившийся под бушпритом на блинда-рее.
Боковая шкаторина - боковая кромка прямого паруса, обшитая ликтросом.
Бом-блинд - малый прямой парус на бом-блинд-рее, которая крепилась к бом-блинд-стеньге.
Бонет - небольшой дополнительный парус, крепившийся снизу к основному для увеличения скорости при слабом ветре.
Борт - совокупность элементов набора и обшивки, которая образует боковые стенки корпуса.
Брандер - корабль, нагруженный горючими веществами, используемый для подрыва судов противника.
Бушприт - наклонённое или горизонтальное рангоутное дерево, выступающее с носа судна. На больших судах бушприт был составным, его продолжением являлся утлегарь, а продолжением утлегаря - бом-утлегарь.
В
Ванты - снасти стоячего судового таклелажа. Изготавливались из пенькового троса.
Вертлюг - металлический штырь, на который устанавливали артиллерийское орудие малого колибра.
Водоизмещение - количество воды, вытесненное подводной частью плавающего судна. Объёмное водоизмещение равно объёму подводной части до ватерлинии и зависит от плотности воды; массовое водоизмещение равно массе корабля и зависит от нагрузки.
Вперёдсмотрящий - член экипажа судна, назначенный для наблюдения за обстановкой во время плавания.
Высота борта - вертикальное расстояние, измеренное от киля до первой непрерывной палубы в середине судна.
Г
Галеон - парусный корабль с высокой грузоподъёмностью. Имеет две мачты с прямыми парусами, а также бизань-мачту (или две), с латинским парусом, который потом заменили на прямой парус.
Д
Дек - палуба, на которой установлена артиллерия.
Днище - нижняя часть судна, расположенная от киля до верхних кромок скуловых поясов.
Дно трюма - нижняя внутренняя часть судна.
Дедвейт - полная грузоподъёмность судна. Равен разности водоизмещения полностью загруженного и порожнего судна. Измеряется в брутто-регистровых тоннах (1 тонна =100 кубических футов или 2.8316 кубических метров).
Длина - расстояние между крайними точками носа и кормы.
К
Каракка - крупное грузовое судно или трёхмачтовый военный корабль.
Квартердек - приподнятая кормовая часть верхней палубы.
Киль - важнейший элемент конструкции судна. Это основная продольная днищевая балка набора судна, состоящая из нескольких брусьев, соединённых между собой замками. Снаружи к килю крепилась дополнительная балка - фальшкиль.
Кильватер - строй кораблей, идущих в одной линии.
Конвой - группа транспортов и торговых судов, которые передвигаются под охраной военных кораблей.
Корабельный червь - морские двустворчатые моллюски (Bivalvia) семейства терединит (лат. Teredinidae). Живут в древесине, подвергающейся воздейсвию морской воды. Тело червеобразное, на перднем конце расположена двустворчатая раковина, которой они сверлят древесину. Известно около 60 видов корабельных червей.
Крамбол - толстый короткий брус в виде консоли, выходящей за борт. Применялся для подтягивания к борту якорей.
Крюйсель - прямой парус на бизань-мачте, расположенный выше латинского паруса.
Курс - горизонтальный угол между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения. Маршрут, которого судно должно придерживаться.
Л
Лавирование - продвижение парусника к цели, расположенной с наветренной стороны, в бейдевинд с переменными галсами.
Ликтрос - трос, которыми обшивают кромки парусов.
Лисели - дополнительные трапециевидные или прямоугольные паруса, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на фок- и грот-мачтах при слабом ветре.
М
Марс (Марсовая площадка) - площадка на топе составной мачты, прикреплённая к лонга-салингам и краспицам.
Н
Наветренный борт - борт судна, в который дует ветер.
Нижняя шкаторина - нижняя кромка паруса, обшитая ликтросом.
О
Обводы судна - очертания наружной поверхности корпуса судна
Осадка - углубление корпуса корабля в воде.
Осадка судна - величина погружения судна в воду. исчисляется от нижней кромки киля судна до поверхности спокойной воды.
Отстойчивость - способность судна противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возаращаться в положение равновесия после прекращения их действия.
П
Палуба - горизонтальное перекрытие корпуса судна, состоящее из набора и настила. Нумерация палуб начинается с верхней. Палубы, идущие по длине судна, называются платформами.
Пассат - устойчивое воздушное течение в тропических широтах над океаном.
Пинк - трёхмачтовое коммерческое судно вместимостью около 200 т.
Планширь - самый верхний брус на фальшборте палубных судов.
Полакка - трёхмачтовое парусное судно, распространённое в Средиземноморье.
Пушечный (орудийный) порт - отверстие для стрельбы из установленного на корабле орудия. Порты имели крышки, которыми могли наглухо закрываться..
Р
Размерения судна - основные линейные размеры судна, такие, как длина. ширина, высота борта, высота надводного борта, осадка.
Рангоут - совокупность надпалубных частей судового оборудования. На парусных судах рангоут предназначен для постановки, поворота и уборки парусов.
Рей - рангоутное дерево, которое крепилось к мачте или стеньге для постановки парусов. Рей для крепления латинского паруса назывался рю.
С
Седловатость - искривление от носа до кормы в боковой проекции судна. Седловатость палубы - форма её поверхности, при которой она имеет подъём от середины корпуса к носу и к корме.
Скула - скула судна, место наиболее крутого изгиба борта, переходящего либо в носовую часть (носовая скула), либо в кормовую часть (кормовая скула), дибо в днище (бортовая скула).
Стапель - место на судостроительной верфи, с наклонным к воде помостом, для сборки судовых корпусов и спуска судов на воду.
Стеньга - съёмное рангоутное дерево, продолжение судовой мачты. Выше стеньги располагалась брам-стеньга, а ещё выше - бом-брам-стеньга.
Т
Такелаж - общее наименование всех снастей. Такелаж, который служит для удержания рангоута в надлежащим положении, называется стоячим, остальной - бегучим.
Тоннаж - общая вместимость судна. В настоящее время выделяют брутто-регистровый тоннаж (вместимость внутреннего объёма судна под верхней палубой, а также надпалубных надстроек, которые используются для перевозки грузов и пассажиров) и нетто-регистровый тоннаж (объём судовых помещений для груза и пассажиров).
Топтимберс - верхняя часть шпангоута.
Трюм - на военных кораблях: внутренняя нижняя часть отсека, прилегающая к днищу ниже бортовой скулы. На торговых судах: помещение в корпусе судна между нижней палубой и днищем или вторым дном. Число трюмов зависит от назначения судна и его размеров.
Ф
Фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы.
Флагман - командующий флотом или командир соединения.
Флагманский корабль - корабль, на котором находится командующий.
Флейт - трёхмачтовое голландское парусное судно грузоподъёмностью 350-400 т, вооружённое 10-20-ю пушками.
Флортимберс - нижняя часть шпангоута, примыкающая к килю и соединяющаяся с ним.
Флот - совокупность кораблей, судов и плавсредств.
Фок-мачта - передняя мачта на корабле, считая от носа к корме.
Фут - английская мера длины (0,3048 м).
Футокс - средняя часть шпангоута.
Ш
Швартовка - манёвр по постановке судна вплотную к причальной линии, другому кораблю или стенке, а также закрепление судна около них при помощи тросов.
Ширстрек - пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней непрерывной палубе судна.
Шканцы - верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее так стали называть часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами.
Шпангоут - прямая или криволинейная балка набора корпуса судна.
Э
Эскадра - соединение кораблей под единым командованием.