14 окт. 2016 г.

По следам святой Нино

Почти 50 лет я прожила, не зная, что есть на свете Светицховели. Но в Великую Пятницу мой драгоценный кум так спел прокимен "Разделиши ризы моя себе, и одежды моей меташа жребий", что я поняла - от меня требуется какое-то движение.
Все части разделённой Ризы оказались от меня слишком далеко, а вот Хитон, волей того самого жребия, покоился близко - в могиле святой Сидонии в грузинской Мцхете, в соборе Светицховели. С того дня, как я это узнала, я стала сама себе напоминать доктора Айболита (И одно только слово твердит Айболит: "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!"). Я нашла Светицховели на гугл-мапс, я продумала маршрут, мысленно проложив его от дома, через семь районов страны, до границы, и от пропускного пункта "Красный мост" до Тбилиси.

 В последний раз я была в Тбилиси, как бы сказал великий комбинатор, ещё до времён исторического материализма, и здесь мой пунктир замер и свернулся в вопросительный знак. Усилиями Тани этот вопросительный знак превратился в восклицательный, и пунктир продолжил бег по карте.

 Я обожаю Грузию вообще и грузин в частности. Грузины - это наши закавказские поляки. Ткни среди ночи любого поляка пальцем в бок, и он, не просыпаясь, станцует краковяк, плавно переходящий в полонез или мазурку, прочитает Мицкевича и выпьет шампанское из туфельки прекрасной пани. Ткни среди ночи любого грузина пальцем - и он прочитает Руставели, Лермонтова и Пушкина, расскажет три байки, произнесёт два тоста и споёт многоголосьем (причём один за весь хор).

Что касается религиозности - Грузия даст Польше сто очков вперёд. Я вообще не понимаю, как возможно жить в Грузии и не быть православным. Оно (православие) там просто в воздухе разлито, им пахнет вода и земля. Всего полчаса пути от Тбилиси, и пунктир привёл нас к воротам Светицховели. И вот она - моя цель, к которой я так долго шла и ехала!
На одной из стен - икона "Моргающий" Спас. Чтобы люди не нервничали из-за созданной художником оптической иллюзии (смотришь прямо - глаза Христа закрыты, смотришь снизу - приоткрыты), икону повесили повыше, чтобы все смотрели снизу.


От ворот Светицховели говорливый гид отвёз нас в Джвари, откуда можно было наблюдать слияние Арагви и Куры, а также прикоснуться к месту, где святая Нино когда-то водрузила крест, знаменуя торжество православной веры в Иверии.
На обратном пути в Мцхету, заработав головную боль от обилия исторических, географических и демографических данных, извергаемых нашим гидом, мы решили обратиться за исцелением к старцу Гавриилу, в монастырь Самтавро ("По молитвам святого старца Гавриила..." - всплыла у меня в памяти молитва драгоценного кума). Старец лежит в Преображенской церкви Самтавро.
Его мощи покоятся в саркофаге из розового оникса с застеклённым верхом.
Возле Преображенской церкви стоит часовня святой Нино. Здесь, в домике садовника, она жила почти две тысячи лет назад, придя на свет Хитона.
Сегодня, 14 октября, в Светицховели престольный праздник. Сегодня там горит множество свеч и поётся множество молитв. Грузинский язык красив сам по себе, но в богослужении он превращается в язык ангелов. Хитон нашёл для себя лучшее место на земле.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100