На территории индийского штата Орисса, среди песков, покинутых водами Бенгальского залива, находится удивительный полуразрушенный храм, чьи стены ранее вызывали горячее негодование европейцев, а теперь также горячо их восхищают. Это Храм солнца в Конараке, или Чёрная пагода.
О создании, возвышении и падении этого храма существует красивая легенда. Дескать, жил в древние времена прекрасный принц, но поразила его проказа, и он был изгнан из родного города. Взмолился тогда несчастный к всевидящему богу Солнца, обещая в замен за исцеление воздвигнуть ему самый величественный храм на земле. Бог Солнца исполнил просьбу прокажённого принца, и несчастный был исцелён.
Став королём, принц решил исполнить своё обещание. Но он нерадиво следил за ходом строительных работ, и бог обиделся на него за неусердие. Он поразил башню храма, и она упала. Рабочие в ужасе разбежались, а сам царь вскоре погиб.
Согласно другой легенде, Самба, сын бога Кришны, случайно подсмотрел, как купаются многочисленные жёны отца. Тогда Кришна очень разгневался, и в наказание наслал на сына проказу. Когда он узнал, что Самба сделал это случайно, он смягчился, но отменить наказание не мог. Поэтому Кришна велел сыну просить об исцелении бога солнца Сурью, а тот, в свою очередь, посоветовал несчастному искупаться в водах океана. Самба после купания исцелился и воздвиг на этом месте храм.
О дальнейшей судьбе храма также ходило множество легенд. Говорили, что святилище пострадало в результате удара молнии, землетрясения или неравномерного опускания песчаного грунта. На самом деле, Чёрная пагода была построена по указанию царя Нарасимха I. Он никогда проказой не болел, а потому и не исцелялся. Правитель повелел возвести святилище за 10 лет, 10 месяцев и 10 дней, и именно спешка в совокупности со сложностями песчаного грунта и подвела первоначальный замысел.
Есть также мнение, что центральная башня высотой 70 м (именно таковой должна была быть её высота, исходя из пропорций сооружения) так и не была достроена. Так или иначе, но храм начал разрушаться, и к моменту колонизации уже был покинут. Но даже сейчас он поражает впечатлительных европейцев своими размерами и формой: внушительное сооружение выполнено в форме огромной колесницы, запряжённой семеркой лошадей, стоящей на двенадцати парах искусно вырезанных из камня колес.
Статуя бога Сурьи раньше находилась в святилище внутри здания, но за несколько лет до вторжения мусульман местный махараджа, опасаясь за ее сохранность, велел перенести статую в Пури, после чего притягательность Чёрной пагоды в глазах паломников существенно упала.
На радость туристам и искусствоведам, большинство барельефов и статуй, покрывающих стены, хорошо сохранилось. Поскольку на храмовую скульптуру XIII века (а именно тогда была возведена "Чёрная пагода") оказало влияние учение «сахаджа тантра» (легкая тантра), призывавшее искать истину в своем собственном теле, большинство скульптур носит эротический характер. Животные, люди и боги заняты любовными играми, и не обращают ровно никакого внимания ни на туристов, ни на паломников.
"Сцены из жизни человека: малое и великое, хорошее и плохое, повседневные события, его развлечения и деятельность, война и мир — вот картины, покрывающие стены храмов. У этих картин нет иной цели, как показать окружающий мир. Поэтому среди тем, которые различимы в них, есть и такие, которые кажутся неподходящими для храма", - рассудительно писал индийский классик Рабиндранат Тагор в своём очерке о Бхубанешваре «Храмы», и с этим трудно не согласится.
В начале декабря древний храм оживает, и в его стенах звучит музыка: сюда со всей страны съезжаются танцовщицы на традиционный фестиваль классического танца.
Ещё интересные факты об Индии.
0 коммент.:
Отправить комментарий