21 мая 2010 г.

Приключения книг: 12 стульев ручной работы



Жил да был в Москве преуспевающий писатель и драматург. Был он любим народом и обласкан властью и критикой, хотя время было для любви и ласк непростое - конец 20-х годов прошлого века. Учитывая то, что происхождение писателя было отнюдь не рабоче-крестянское, его устойчивое положение было особенно удивительно. Но писатель не унывал, писал себе и писал, и однажды настолько возгордился, что решил завести себе "литературных негров".

Далеко их искать не пришлось - один был прямо под рукой, любимый младший брат, журналист-фельетонист. На роль второго "негра" был избран близкий друг-приятель с длинным и труднопроизносимым еврейским именем Иехиел-Лейб Файнзильберг, которое тот заменял кратким псевдонимом.

"Моё воображение кипело и я решительно не знал, куда девать сюжеты, ежеминутно приходившие мне в голову", - напишет потом наш герой в своей великолепной книге "Алмазный мой венец". - "Среди них появился сюжет о бриллиантах, спрятанных во время революции в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура.
Сюжет не бог весь какой, так как в литературе уже имелось «Шесть Наполеонов» Конан Дойля, а также уморительно смешная повесть молодого, рано умершего советского писателя петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку".

Решив передать часть своей литературной работы брату и другу, писатель договорился с ними о дележе предполагаемого гонорара, обещал помощь и поддержку и укатил в Батуми. Этим он подписал себе приговор, а брату и другу дал возможность прославиться на весь мир, потому что написанное ими произведение стало одним из лучших юмористических авантюрных ("плутовских") романов в мировой литературе, и самым лучшим - в литературе русской.

Сам писатель, Валентин Петрович Катаев, остался навеки на страницах "12 стульев" - в посвящении и главе, посвящённой инженеру Брунсу, чей блаженный отдых в Батуми был так жестоко нарушен отцом Фёдором. "Все без исключения его (романа) персонажи написаны с натуры, со знакомых и друзей, а один даже с меня самого, где я фигурирую под именем инженера, который говорит своей супруге: «Мусик, дай мне гусик» – или что то подобное", - ворчливо пояснил неудачливый литературный плантатор.

Дело в том, что никакой обещанной поддержки брат и друг от него не получили - все их просьбы о помощи блаженствующий на югах рабовладелец игнорировал. Зато мир получил двух соавторов, уникальный пример сотрудничества и дружбы, не омрачённой ни единой ссорой.

Рассказ Евгения Петрова (Евгения Петровича Катаева) о кончине Ильи Арнольдовича Ильфа читать без слёз просто невозможно(он умер от туберкулёза в 1937 году). Евгений Петров ненадолго пережил свого друга и соавтора - 2 июля 1942 года самолет, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем. А Катаев-старший дожил до 89 лет, много ездил по миру, читал лекции о русской литературе, писал воспоминания.

Конечно, знаменитый роман не раз экранизировался; интересно, что голливудская версия Мэла Брукса вышла на год раньше советской.

Самых популярных и любимых экранизаций у романа две - 1971 года в постановке Леонида Гайдая. В главной роли Остапа Бендера снялся Арчил Гомиашвили. В роли Воробьянинова — Сергей Филиппов.




В 1976 году вышла ещё одна экранизация — 4-серийный фильм-мюзикл Марка Захарова. В главных ролях снялись Андрей Миронов и Анатолий Папанов. В картине звучат великолепные песни Юлия Кима.



2 коммент.:

ATIV комментирует...

А я слышала интересную историю, что за подсказанную идею Катаев "затребовал" с Ильфа и Петрова золотой портсигар. Они честно отблагодарили его, но подаренный портсигар был рассчитан ровно на одну сигарету!

Автор комментирует...

Да, он с них потребовал посвящение себе на титульном листе и золотой портсигар. Они ему подарили не на одну сигарету, конечно, но маленький, женский. Когда Катаев попытался возмутиться, Петров процитировал ему чеховскую "Жалобную книгу" - "Лопай, что дают". Вообще я воспоминания Катаева обожаю.

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100