В морской практике никогда не существовало такого понятия, как «пиратский корабль», применительно к какому-то конкретному и четко определенному классу и типу кораблей или судов. Пираты, подразумевая под этим понятием все разновидности морских разбойников, практически никогда не заказывали специально для своего «промысла» и не строили корабли по особому заказу.
Чаще всего они захватывали суда в результате нападения или мятежа команды, реже - покупали (в качестве продавцов могли выступать пираты, ранее захватившие судно). Поскольку пиратский «бизнес» строился, прежде всего, на захвате слабо или вовсе не вооруженных объектов (торговых судов, поселений), то мощное вооружение «джентльменам удачи» не требовалось.
Зато им были необходимы корабли быстроходные, маневренные, не слишком заметные, мореходные, но имеющие не очень большую осадку. Когда пираты Карибского моря накопили достаточный опыт, они смогли определить наиболее удобные для своих действий корабли. Первым из них можно назвать куттер - небольшой одномачтовый парусник с косым вооружением большой площади, что делало именно этот тип очень быстроходным.
Во второй половине XVII - начале XVIII в. большую популярность получили у флибустьеров шхуны - в то время двухмачтовые суда с косым вооружением. Также двухмачтовыми были бриги и бригантины, причем именно такие корабли порой заказывали корабелам для своих «темных делишек» разбогатевшие пираты.
И бриги, и бригантины могли нести достаточно сильное вооружение даже для боя с военными кораблями, хотя пираты таких боев всегда старались избегать. Корсары, напротив, зачастую располагали но¬выми кораблями специальной постройки. Ведь нередко корабли им предоставляло то правительство, которое и выдало патент. И тогда в распоряжении каперов могли оказаться галеоны (а впоследствии - фрегаты) или другие хорошо вооруженные единицы.
Стоит отметить, что в различных морях и океанах пираты использовали самые разнообразные корабли и суда: джонки и прау, шебеки и так далее. Главное - чтобы имелась возможность догнать слабейшего и уйти от сильнейшего. Почти всегда морские разбойники предпочитали основательно запугать свою потенциальную добычу и захватить «купца» без боя. Например, поступали следующим образом: догнав намеченную жертву, нападающие поднимали черный флаг - это был сигнал капитану судна остановиться и сдаться без сопротивления.
Если же капитан «по-хорошему» не понимал, пираты поднимали красный флаг: это означало, что пленных они брать не будут. Экипажи подвергшихся нападению судов реагировали на происходящее по-разному. Очень часто получалось, что оказать сопротивление стремились только капитан и часть офицеров. Команды же могли не только не стремиться к бою или, наоборот, впадать в панику, а испытывали радость и после капитуляции присоединялись к пиратам. Судьба же капитана и офицеров была тем печальнее, чем сильнее они прежде притесняли команду.
0 коммент.:
Отправить комментарий