8 авг. 2012 г.

Пойдём в кино: Дива



Она прекрасна - чернокожая Дива Синтия Хокинс; от неё немудрено сойти с ума. И разве так важно, кто ты - олигарх, промышленник, художник... Или почтальон? Наверное, если бы я искала другое название для фильма "Дива" (1981), то предложила бы честертоновское "Никто не замечает почтальнов" из "Невидимки" ("Почему-то никто никогда не замечает почтальонов. А ведь их обуревают те же страсти, что и всех остальных людей..." - "Nobody ever notices postmen somehow... yet they have passions like other men...").

Да, никто не замечает почтальонов - это просто "бесплатное приложение" к большой "толстой сумке на ремне", в которой, согласно всё тому же высказыванию патера Брауна, "a small corpse can be stowed quite easily." - "легко спрятать маленькое тело". В данном случае в толстой сумке почтальона скрывается всё, что угодно - аппаратура для пиратской записи, похищенное платье прелестной Дивы и компромат на мафиози, по совместительству - комиссара полиции...

Нам в 80-х показали только неважную чёрно-белую копию дебютного фильма Жан-Жака Бенекса  (Jean-Jacques Beineix) "Дива"; но и этой пересмотренной раз десять копии хватило мне для любви на всю жизнь. Фильм получился странно и не вполне французский; может быть, потому он особого восторга у критиков не вызвал (несмотря на четыре "Сезара"), а вот в Америке пользовался успехом - наверное, потому, что история любви мальчишки-почтальона Жюля (Фредерика Андре) и чернокожей Дивы (Вильгельмины Уиггинс Фернандес) оказалась весьма в американском духе, как и жилище Жюля над гаражом в истинно американском стиле лофт.

Режиссёрская судьба Жан-Жака Бенекса вообще незавидна. В 1992-м году, на съёмках его фильма "ИП-5: Остров толстокожих / IP5: L'île aux pachydermes" умер кумир французов Ив Монтан, и с тех пор он более не снял ни одного полнометражного художественного фильма, занимаясь продюсированием и работой в рекламе. Но зато именно для "Дивы" был придуман критиками новый термин "необарокко", хотя трудно сказать, что именно он означает.



Смотря многие и многие американские детективы-боевики, я нахожу в них отголоски "Дивы", словно ноты "Валли" в исполнении  Вильгельмины Уиггинс Фернандес всё ещё звучат за кадром, как эхо. Каждый более или менее качественный голливудский детективный фильм мне напоминает "Диву", ставшую тонким мостиком из Старого мира в Новый.

Трагическая ария из оперы Каталани задаёт общую ноту... У нашего почтальона две "криминальные" кассеты, и за ним с остервенением гоняются две преступные группы - отечественная наркомафия и восточная - от шоу-биза. И на фоне оперных декораций, парижских улиц, чужих страстей звучит нежная Promenade sentimentale в исполнении автора, непревзойдённого мьсе Владимира Косма.   



Я не могу назвать себя любительницей элитного кино. Я "ем" и европейское кино, и голливудскую кинопродукцию, как и макдональдсовский фастфуд - вот ведь и понимаю, что вредно и некачественно, но всё равно - ем. Но Бенексу удалось создать совершенный фильм, мерку для жанра, ориентир.

Да, дело не кончилось свадьбой, как в сказке. Мы уже взрослые детки, и знаем, что далеко не каждая сказка заканчивается свадьбой. И история платья, похищенного Жюлем у Дивы,  это не история свадебного платья. Свадебные колокола звучат не так, как ария Валли. Но маленький французский почтальон помогает всемирно известной оперной певице по-новому услышать её голос - разве этого мало?

 
Rambler's Top100