4 июл. 2012 г.

Пойдём в кино: La 7ème cible, Седьмая мишень

Французские и итальянские фильмы прошлого века - это не современные "блокбастеры", или как ещё там нынешние дельцы от кино-индустрии называют свою дорогостоящую продукцию. Они формировали художественный вкус как минимум двух поколений - наших родителей и нас, позволив нам вырасти тем, кем мы стали.

Иногда я с ужасом думаю - а что было бы, если бы я с детства видела то, что сейчас на экранах, а не фильмы Лелюша, Пиното, Робера? О более громких именах и вовсе умолчу. Давайте не будем замахиваться на шедевры, а поговорим об обычном (для тех лет) детективном кино Клода Пиното под названием "Седьмая мишень" (La 7ème Cible) 1984-го года - просто детектив, просто фильм, без постмодернистких революционных решений; самый обычный, а для меня - просто один из лучших из-за трёх "браво" - браво интересному сценарию, классической актёрской игре и... и... О третьем - потом.

Я влюбилась в этот фильм сразу и бесповоротно. Не только потому, что главную роль в нём исполнял Лино Вентура (а кто не помнит "Прощай, полицейский", "Лифт на эшафот", "С новым годом", "Зануду", "Искателей приключений"... уж не говоря о том, какой из него был Жан Вальжан!), но и потому, что кино было цельным, красивым, неделимым, где сценарист, актёры, оператор, режиссёр - все внесли свою лепту, создав нечто действительно стоящее.

Я смотрела "Седьмую мишень" несколько раз, и пересматриваю до сих пор не так часто только для того, чтобы не расстраиваться, вспоминая о том, сколько прошло лет с первого просмотра. И ещё по одной причине... Это музыка Владимира Космы. То самое, третье "браво", сделавшее для меня просто хороший французский детектив 80-х единственным в своём роде.

Косма для меня - величина в музыке для кино №1; второе место делят Нино Рото и Андрей Петров; третье - Стрибор Кустурица и Таривердиев. Написать для обычного детектива симфоническую музыку, создать мелодию - одну из лучших мелодий прошлого века - согласитесь, это надо суметь.

Это скрипичное соло вынимает душу - по-настоящему, заставляет плакать - по настоящему. Лино Вентура может заставить любить себя - по-настоящему. Сколько бы не прошло лет. Сколько бы ещё не было написано и сыграно.

Думаю, вы не удивитесь, если я скажу, что это соло исполнил Иври Гитлис, израильский скрипач, сын репатриантов из России, выученик Парижской консерватории; Бруно Мадерна посвятил ему пьесу, которая так и называется «Пьеса для Иври».

В те годы не было возможности скачать или записать где-то понравившуюся мелодию... Я так боялась её забыть! Я хотела вбить её себе в мозг серебрянными гвоздями, вышить на лице золотыми нитками, сделать татуировку из нот и звуков от макушки до пяток - только бы не забыть...

И сейчас, спустя почти 30 лет, как бы ни было страшно для меня это число, всё остаётся по-прежнему: Лино Вентура всё также хорош в драке, заводная кукла всё также пиликает заветную мелодию, и из тьмы кулис под звуки скрипки сгущается фигура главного злодея - во фраке, белом шёлковом шарфе и галстуке-бабочке.




Я понимаю, что этого Парижа больше нет. Я понимаю, что Лино Вентура умер. Я понимаю, что французское кино сейчас не то. Но разве я могу любить воспоминания меньше?

  
 
Rambler's Top100