12 апр. 2012 г.

Храм Огня



На свете много людей, и эти люди почитают разных богов. Для своих богов они строят  храмы, соперничающие в размерах, богатстве и роскоши. Однако на свете есть один удивительный храм, который раз в год попадает в центр внимания миллионов людей:  это Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня.

Храм стоит на том месте, где, согласно евангельским легендам, был распят и погребён Иисус Христос. Место распятия и погребения Христа находилось за стенами ветхозаветного Иерусалима. Первая церковь на этом месте была заложена св. царицей Еленой; в состав храмового комплекса вошли место казни и место обретения Животворящего креста.

Храмовый комплекс сильно пострадал при захвате в 614 году Иерусалима персидским царём Хосровом II, но на средства его жены, христианки Марии, был восстановлен.

В 1009 году поднялись гонения на христиан, христианские храмы в Иерусалиме и окрестностях были разрушены, и  храм Гроба Господня тоже потерпел утрату, потеряв базилику. Слухи о разрушении Храма, достигнув Европы, послужили поводом для начала Крестовых походов.

Крестоносцы отстроили Храм в романском стиле, но вскоре Иерусалим опять попал под власть мусульман. Султан Саладин разрешил христианским паломникам беспрепятственно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня, но ключи от храма с тех пор хранятся в семье, исповедующей ислам; традиционная храмовая стража также состоит из мусульман.

Сегодня храм Гроба Господня включает Голгофу с местом Распятия, ротонду с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Храм в соответствии с традицией разделён между шестью конфессиями христианской церкви -  греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской: церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат ордену св. Франциска; храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви; могила св. Иосифа Аримафейского и алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви; Голгофа и Кафоликон - Иерусалимской Православной Церкви.



Кувуклия, заключающая Гроб, находится в совместном пользовании: литургию на Гробе Господнем служат все по очереди - православные в час ночи, армяне в четыре часа утра, а затем католики-францисканцы.

Это разделение территории и часов молитв часто приводит к спорам и конфликтам;  продолжающийся конфликт между эфиопскими и коптскими священниками не даёт уже который год укрепить крышу. В 1977 году армянские и греческие священники вступили в рукопашную, а в 2008 году в драке намяли бока монахам-францисканцам.

Но в Великую Субботу, каждый год накануне Пасхи, накал страстей достигает апогея: схождение Благодатного Огня приковывает к себе внимание православных христиан. Ежегодным, по традиции, является и всплеск разоблачений. Все гадают, откуда огонь взялся, обвиняют старенького патриарха в том, что он протащил в Кувуклию зажигалку в бороде, толкуют о спрятанных спичках или лампаде, которую не то спускают с крыши на цепочке, не то прячут под камнем.

На самом деле, происходящее не кажется постановочным шоу; ещё ни одна из трансляций за последние годы не обходилась без какого-то казуса. Как-то с патриарха в толкучке сбили очки; греческие священники традиционно "бодаются" с армянскими, энергичные молодые арабы вообще всё сметают на своём пути. Согласно преданию, их как-то не пустили в Храм, чтоб не шумели лишнего - так огонь и не сошёл.

А чудо питается верой, как огонь - фитилём свечи. И в Великую Субботу, и во все оставшиеся 364 дня в году...

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100