21 окт. 2016 г.

Храмы Тбилиси, один короткий день

Вечер 20 сентября мы встретили в храме Кашвети. Особой древностью он похвастать не может - его строительство было закончено в 1910 году. Посвящен храм Святому Георгию, но связан с именем святого Давида Гареджийского. Одна дама заявила, что беременна от него. Власть в виде зороастрийских жрецов вызвала святого на суд. Давид, естественно, сказал, что всё это ложь, и пообещал, что она родит камень. После этого место суда и получило название «к(в)ашвети» (место, где был рождён камень).
Раньше здесь стоял другой храм, но он быстро обветшал, и к началу ХХ века было решено построить новый. Старый храм выглядел так:


Теперь он выглядит так:


Фрески работы Ладо Гудиашвили весьма, я бы сказала, оригинальны.


Но очень красивы и слегка кокетливы.


В 1958 году Евгений Евтушенко написал про эти фрески стихотворение:

Не умещаясь в жестких догмах,
Передо мной вознесена
В неблагонравных, неудобных,
Святых и ангелах стена.

Но понимаю, пряча робость,
Я, неразбуженный дикарь,
Не часть огромной церкви — роспись,
А церковь — росписи деталь.

Рука Ладо Гудиашвили
Изобразила на стене
Людей, которые грешили,
А не витали в вышине.

Он не хулитель, не насмешник,
Он сам такой же теркой терт.
Он то ли бог, и то ли грешник,
И то ли ангел, то ли черт!

И мы, художники, поэты,
Творцы подспудных перемен,
Как эту церковь Кошуэты,
Размалевали столько стен!

Мы, лицедеи-богомазы,
Дурили головы господ.
Мы ухитрялись брать заказы,
А делать все наоборот.

И как собой ни рисковали,
Как ни страдали от врагов,
Богов людьми мы рисовали
И в людях видели богов!

Заказать там обедню очень легко - надо купить в церковной лавке две просфоры и положить их вместе с записочками на специальное блюдо. Напротив храма когда-то стоял русский собор Александра Невского, но, как и его брату в Баку, собору не повезло - его снесли и построили на его месте Дом правительства.

Утро Рождества Богородицы было солнечным. В солнечном же настроении мы пришли на литургию в самый первый храм в Тбилиси - Анчисхати. Это самое древнее сохранившееся здание в городе.

Храм официально называется Храм Святой Марии, но название, как и у Кашвети, рассказывает другую историю. В XVII веке князь Амилахвари передал храму древнюю икону из южногрузинского города Анчи, поэтому он получил название "анчис-хати" (Анчийская икона). Однако Анчийской иконы в храме уже нет, её ещё в 1920 году переместили в Музей Искусств. В храме висит чтимая копия.


Народу было достаточно, и в храме царила почти семейная атмосфера.


После службы мы отправились в дальнейшее паломничество, и следующим пунктом был Сионский собор. Его много раз разрушали и отстраивали снова, поэтому он выглядит очень бодро и гордо.


Внутри он тоже эклектичен (потому что фрескам тоже досталось), но прекрасен.




Там находится крест святой Нино.


Далее пришлось выбирать между храмом Метехи и крепостью Нарикала. Мы поднялись в крепость, чтобы полюбоваться на Метехи издали.


Это крепость и храм святого Николая. А это вид на Авлабар и храм Метехи.


Тот самый Авлабар, знакомый мне только по "Хануме":

Над рекой стоит гора,
Под горой течет Кура,
За Курой шумит базар,
За базаром – Авлабар.

Бесконечный,
И беспечный,
Шумный вечно,
Наш Авлабар...

Раньше на Метехской скале стоял целый дворцовый комплекс, теперь сохранился только Успенский храм. Он был возвращён верующим только в 1988 году, а до этого использовался и как тюрьма, и как театр... В общем, его стены много чего повидали. В крепости Нарикала стоит храм святого Николая. Это новодел. От старого храма остались только камни.




На этом краткое паломничество по храмам Тбилиси закончилось.




Ну конечно, я просто обязана вернуться туда снова, потому что непременно нужно зайти в Метехи и в Цминда Самеба.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100