5 мар. 2013 г.

Пиратские войны в Карибском море



На протяжении всего XVII века в Карибском море число пиратов постоянно увеличивалось, а нападения корсаров становились все более частыми. Интенсивный товарооборот, более или менее постоянные маршруты галеонов и наличие множества малых островов, пригодных для использования в качестве временных баз и укрытий, можно считать основными факторами, породившими это явление.

Чаще всего жертвами «джентльменов удачи» становились испанские суда. В XVII в., как и в предьщущем столетии, продолжалась колониальная экспансия в Центральной Америке и бассейне Карибского моря. В ней участвовала не только первооткрыватель Нового Света — Испания, но и другие европейские страны. Однако именно для испанцев морское сообщение между этим регионом и метрополией имело самое большое, жизненно важное значение. Все дело в том, что экономика страны находилась в полном упадке, ее разорили нескончаемые войны.

Огромные долги неизменно висели тяжким грузом на финансовой системе, и только постоянное и регулярное поступление золота, серебра и драгоценных камней, а также очень высокоценимых в Европе колониальных товаров позволяло хотя бы частично удовлетворять потребности обнищавшей казны. Противники Испании, и в первую очередь Англия и Голландия, многие десятилетия враждовавшие с пиренейской монархией, прекрасно понимали эту зависимость и именно поэтому стремились развивать и поощрять корсарскую деятельность.

Хотя профессиональные военные не всегда одобрительно относились к каперству, политические соображения оказались важнее, и правительства продолжали выдавать «корсарские грамоты», иначе говоря разрешения на морской разбой, любому, кто их запрашивал. В то время Испания сохраняла неизменной организацию торговли со своими заокеанскими владениями; этим делом ведала Севильская торговая палата. Непосредственно же перевозки обеспечивали торговые суда, среди которых особое место занимали галеоны.

Как правило, испанские мореплаватели не совершали одиночных переходов через океан, их суда собирались в большие караваны, которые охранялись целыми флотилиями боевых кораблей. Подобная конвойная система требовала немалых расходов, но в противном случае риск потери дорогостоящего груза в результате нападения пиратов или вражеских флотов оказывался слишком большим.

Испанский флот уже прошел период расцвета, многие корабли и суда были устаревшими и «побитыми жизнью». В придачу процветала контрабанда, в результате чего погрузка гтроизюдилась с нарушением всех допустимых норм. Именно перегрузка частенько оказывалась причиной гибели торговых судов, она же лишала тяжелые галеоны маневренности и делала их уязвимыми при нападении проворных пиратских кораблей.

 

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100