4 мар. 2013 г.

Флейт, голландское парусное судно



Создание флейта приписывается Питеру Янсзону Лиорну, мастеру-корабелу из Хорна - именно он руководил постройкой судна, спущенного на воду в 1595 г. и имевшего весьма необычные для того времени пропорции: длина в четыре раза превышала ширину.

Важнейшими новшествами в конструкции флейта были значительное увеличение длины корпуса по отношению к ширине, что, уменьшив коэффициент сопротивления корпуса судна при движении, естественно, повысило его ходкость; увеличение высоты мачт за счет изготовления их составными, а уменьшение длины реев позволило применить более узкие и удобные в обслуживании паруса — это позволяло уменьшить экипажи и, соответственно, запас продуктов и воды.

Водоизмещение флейтов колебалось между 200 и 500 т, но встречались и небольшие 100-тонные суда. Флейты начала XVII в. имели длину от 28,5 до 40 м, ширину 6-7 и осадку 3-3,5 м; грузоподъемность достигала 400 т. Для самообороны на них устанавливали до 20 пушек. Экипаж насчитывал 60-65 человек.

Парусное вооружение флейта состояло из трех мачт, из которых фок-мачта и грот-мачта несли по три ряда прямых парусов, а бизань-мачта — латинский парус и выше его прямой парус (крюйсель); на бушприте кроме блинда был установлен еще один парус — бом-блинд.

Отличительной особенностью флейта являлась его форма корпуса — раздутая у ватерлинии, она имела заметный завал бортов в верхней части. В сечении корпус имел форму, напоминавшую грушу. Считается, что впоследствии именно на флейтах впервые появился штурвал.

Флейт оказался пригоден для выполнения самых разных заданий. Эти поистине многоцелевые суда превосходно справлялись с транспортировкой грузов — благодаря большой вместимости своих трюмов; а хорошие скоростные качества и очень приличная маневренность делали их вполне пригодными к военной службе. Случалось и совмещать эти две «работы» — флейты нередко использовались в качестве военных транспортов.

Можно отметить, что суда этого типа были очень экономичными и получили широкое распространение как в Голландии, так и в других странах Европы. Существовало несколько разновидностей флейтов, предназначавшихся для плавания в определенных районах (к сожалению, они не имеют точных названий на русском языке). Специально для торговли древесиной с Норвегией спроектировали Noortsvaerder. Они были длиннее других судов, что позволяло перевозить на них целые стволы деревьев, необходимые для изготовления мачт.

Для плавания в Балтийском море предназначались суда Oostvaerder. Наконец, Straetvaerder перевозили зерно, рыбу и масло, а также различные материалы в Средиземноморье, они имели лучшее вооружение для защиты от корсаров у Варварийского берега и в Гибралтарском проливе. Последние корабли имели также более развитое парусное вооружение, более многочисленные экипажи и обычно сопровождались эскортом из военных кораблей.

Для ловли рыбы, в первую очередь сельди, предназначались суда, носившие название бусс (buss, или bids). Их можно считать разновидностью флейтов, во всяком случае, по форме корпуса. Однако бусы имели заваливающиеся (складывающиеся) мачты, что облегчало работу с сетями. На этих судах предусматривались соответствующие площади для засолки рыбы, а их трюмы были хорошо приспособлены для складирования бочек с соленой рыбой. Эти суда являлись основой процветающего голландского рыболовства — отрасли, получавшей основной доход от добычи сельди и трески.

  

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100