28 февр. 2013 г.

Лёгкие голландские парусники



В течение XVII века голландцы разработали различные классы небольших парусных судов. Именно эти суда оказались одним из определяющих факторов в развитии морской мощи страны, а заодно способствовали возникновению целой «индустрии» увеселительных морских прогулок.

Особенности побережья Нидерландов и расположенных там портов обусловили необходимость массовой постройки легких парусных судов с небольшой осадкой, плоским днищем и возможностью применения для самых различных целей. До того как Роттердам стал самым большим по грузообороту портом мира и до того как залив Зюйдзее (иначе Зюйдерзее — Zuiderzee, «Южное море», в настоящее время носит название Эйсселмер — Usselmeer) был отгорожен от Северного моря длинной дамбой (ее строительство завершилось в 1932 г.), в этом «внутреннем море» располагались самые важные порты Нидерландов: Амстердам, Хорн и Энкхёйзен.

Там всегда кипела жизнь, и все существование городов было неразрывно связано с морем. Увеличение торгового флота Ост-Индской компании и развитие многочисленного рыболовецкого флота, занимавшегося ловлей сельди и трески в Северном море, вызвали бурный рост судостроительных верфей и большой приток мастеров-корабелов. В начале XVII в. во многих странах Европы кораблестроение шагнуло от чисто эмпирических методов к научно обоснованным.

Итальянское Возрождение, давшее толчок развитию архитектуры, также повлияло и на появление первых технических чертежей кораблей. Постепенно достаточно точные расчеты начали обуславливать выбор проектировщиками размеров и формы корпусов; ушла в прошлое зависимость от случайных размеров спиленных деревьев. Голландцы достаточно быстро завоевали такой престиж, что их верфи получали многочисленные заказы на постройку судов из всех европейских стран: большой спрос дал толчок массовому судостроению.

Обилие заказов привело к настоящей революции в этой отрасли, ведь верфям, помимо постройки торговых судов, приходилось заниматься также и созданием все новых единиц для рыболовецкого и военного флотов. Причем последнему постоянно противостояли самые могущественные противники своего времени: испанцы, англичане, французы.

В Заанстрике, вблизи Амстердама и на берегах реки Эй были построены верфи, на которых использовались самые передовые для того времени приспособления, значительно сокращавшие затраты: пилы, приводимые в движение силой ветряных мельниц, лебедки и подъемные краны. Помимо первоклассных военных и торговых галеонов, строившихся в большом количестве, голландские верфи создавали и разнообразные небольшие суда с малой осадкой. Они были хорошо приспособлены сеть судоходных рек и каналов.

Легкие корабли использовались для плавания не только вдоль побережий, но и во внутренних водах. Легкие силы также участвовали в многочисленных военных действиях в открытом море, которые голландцы вели вблизи своих берегов сначала против испанцев, а затем против англичан, ставших их прямыми конкурентами на море. Перед сравнительно небольшими кораблями, такими как буеры, флейты и яхты, стояли самые разнообразные задачи. Ведь многие из них в мирное время применялись для самых обычных дел: занимались рыболовством, перевозили товары и пассажиров, обеспечивали увеселительные прогулки состоятельных людей.

Подобное времяпровождение приобрело повсеместное распространение именно в этот период, как раз в связи с широким распространением небольших парусников. В военное время легкие корабли чаще всего играли вспомогательную роль, поддерживая связь между эскадрами и флагманами, перевозя посыльных, доставляя людей на эскадру или, наоборот, на берег. Также они вели разведку, а непосредственно во время сражения могли участвовать в буксировке поврежденных кораблей, спасать экипажи.

При встрече с более сильным неприятелем малые единицы флота либо спасались бегством, либо стремились укрыться под берегом, нередко находя защиту у береговых батарей. Имея сравнительно слабое артиллерийское вооружение, небольшие флейты и яхты при столкновении с более сильным противником могли рас¬считывать, главным образом, на свою маневренность. Нередко их капитаны старались зайти противнику со стороны кормы.  

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100