25 февр. 2013 г.

Крушение галеона "Батавия"


24-пушечный галеон «Батавия» (Batavia), гордость Голландской Ост-Индской компании, создавался специально для дальних океанских плаваний между Голландией и Батавией. Этот большой торговый галеон был спущен на воду в Амстердаме в июле 1628 года.

28 октября того же года судно вышло из порта на острове Тексел, самого крупного из Западно-Фризских островов, в свое первое и последнее плавание. «Батавия» шла не в одиночестве: ее сопровождала целая эскадра из семи единиц.

В их число входили военный галеон «Бурен» (Вигеп), три «военно-торговых» корабля — «Дордрехт» (Dordrecht), «Галиассе» (Galias-se) и «Гравенхаге» (Gravenhage), торговые галеоны «Ассенделфт» (Assendelft) и «Саардам» (Saardam), а также небольшое судно «Давид» (David), иногда классифицируемое как яхта.

Возглавлявший экспедицию фактор Компании («старший купец») Франсиско Пелсарт и капитан «Батавии» Ариан Якобе относились друг к другу откровенно враждебно, их неприязнь была давней, еще со времени предыдущего плавания в Ост-Индию. Впереди их ждали долгие месяцы плавания, отделение от остальных кораблей и в конечном итоге гибель судна, приведшая не только к потере множества ценностей, но и к утрате 210 жизней (из 341 человека, отправившегося на «Батавии» в море).

На «Батавию» погрузили десять больших ящиков с серебряными монетами, предназначенными для оплаты закупаемых на Востоке пряностей, китайского фарфора и другой азиатской керамики, а также ценных пород дерева. Кроме того, деньги предназначались для выплат солдатам, а драгоценности — для подарков местным правителям.

В трюме также находились обработанные каменные блоки, которые были предназначены для достройки Морских ворот Замка Батавии, резиденции Голландской Ост-Индской компании на Востоке. Помимо экипажа на корабле находились 38 пассажиров, направлявшихся в Батавию. Выстояв во всех сильных бурях, которые разметали флотилию еще до того, как она достигла экватора, уцелевшие корабли направились на юго-запад — к побережью Бразилии.

С 1627 г. это был обязательный маршрут для торговых судов Голландской Ост-Индской компании, поскольку таким образом можно было быстро пересечь сильное южное экваториальное течение. Это течение относило корабли к Карибским островам, а затем мореплаватели сталкивались со встречными восточными ветрами Южноатлантического антициклона (также именуемого антициклоном острова Святой Елены).

Если же корабли направлялись к берегам Бразилии, они не только не ис-пытывали негативного воздействия этого течения, но и оказывались в западном секторе антициклона и могли воспользоваться попутными ветрами, которые бла-гоприятствовали мореплавателям до Столовой бухты и мыса Доброй Надежды.

Поэтому «Батавия» взяла курс к побережью Бразилии и достигла 30° южной широты, а затем повернула на восток, к мысу Доброй Надежды. Судно бросило якорь в Столовой бухте, где позднее возникнет Кейптаун. Однако до этого традиционного места остановки следующих на Восток судов добрались только три спутника «Батавии» — остальные отстали.

В Столовой бухте экипажи и пассажиры смогли восстановить силы и вылечить многочисленных заболевших цингой, моряки занялись исправлением повреждений. О событиях там имеется несколько рассказов, один из них гласит, что капитан Якобе воспользовался стоянкой, чтобы напиться вместе с одним из помощников, Иеронимусом Корнелиусом, и устроить массовую драку на борту «Бурена».

Пелсарт счел своим долгом призвать Якобса к порядку перед лицом всего экипажа, что не способствовало улучшению их и без того натянутых отношений. Обогнув мыс Доброй Надежды, «Батавия» направилась на восток и прошла около 2700 миль, придерживаясь 37° южной широты. Таков был рекомендованный Компанией курс, рассчитанный на то, чтобы максимально эффективно использо¬вать «удобные» ветры Индийского океана. Рекомендованный для судов Голландской Ост-Индской компании маршрут еще не был хорошо изучен, а малейшие неточности в определении местоположения приводили мореплавателей в очень опасные и в то время совершенно неизученные воды у побережья Австралии.

Ни карт, ни пособий для плавания в тех местах не существовало, и риск для больших тяжело груженных судов оказывался слишком велик. Якобе неправильно оценил скорость «Батавии», и на рассвете 4 июня 1629 г. судно село на мель в месте с координатами 28° 57' ю. ш., 114° 10' в. д., отмеченном Пелсартом как «опасные отмели Аброльос» (abrolhos — португальское слово и означает «осторожно!», буквальный перевод — «открой глаза!»). При крушении погибло около 60 человек, а все усилия по снятию судна с камней оказались тщетными.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100