24 янв. 2013 г.

Сирота Пип и сирота Эдди




Продолжая разговор о сиротах Диккенса, нельзя не вспомнить об одном особенном сироте и об одном особенном романе. Итак, для Джона Джаспера нашёлся собрат-"сирота", приличный джентльмен в приличных панталонах цвета соли с перцем, проломивший череп своему счастливому сопернику дубиной и бросивший его бездыханное тело в реку (Бедный Юджин! Бедный Эдди...). А вот у Эдвина Друда есть приятель, проживший лучшую часть своей жизни в пустых и больших надеждах - Филип Пиррип, или попросту Пип.

С детских лет Пип был убеждён в том, что его ждёт наследство и прелестная невеста, с которой он чувствовал себя практически обручённым. Он считал, что богатая и влиятельная покровительница расписала его жизнь на годы вперёд, и ждут его молочные реки и кисельные берега.

Но жизнь жестоко разрушила радужные планы и надежды бедного Пипа. И деньги предназначались не ему, и невеста вышла за другого. Не вести нашему Пипу жизнь джентльмена. Конечно, Пипу повезло больше, чем Эдди - по крайней мере, он остался жив.

Я не зря назвала "Большие надежды" романом особенным. Он не похож на традиционный викторианский роман. То, как обошлась жизнь с Пипом, с мисс Хэвишем, с Абелем Мэгвичем, переводит его в разряд романов психологических. Образ мисс Хэвишем я считаю одним из ярчайших, одним из сильнейших у Диккенса. Тяжёлая, затаённая обида сидит за пыльным столом с давно разложившимися яствами - старуха в истлевшем подвенечном платье, только в одном башмаке...

К тому же роман с открытым концом, где герой остаётся наедине со своими сожалениями, среди обломков своих надежд - больших и малых - не годится в "почётные викторианские". Герой не получает ровным счётом ничего...

"- Мы - друзья, - сказал я, вставая и помогая ей подняться со скамьи.
- И простимся друзьями, - сказала Эстелла.
Я взял ее за руку, и мы пошли прочь от мрачных развалин; и так же, как давно, когда я покидал кузницу, утренний туман подымался к небу, так теперь уплывал вверх вечерний туман, и широкие просторы, залитые спокойным светом луны, расстилались перед нами, не омраченные тенью новой разлуки..."

Так кончается роман. И почти так же прощались Роза и Эдди... Но только бедному Эдди не суждено было увидеть  широкие просторы, залитые спокойным светом луны...

Экранизации:

«Большие надежды» (1917), режиссёр Роберт Виньола.
«Большие надежды» (1946), режиссёр Дэвид Лин, по мнению критиков — одна из лучших, если не лучшая, экранизация произведений Диккенса.
«Большие надежды» (1998), режиссёр Альфонсо Куарон — попытка осовременить историю, перенеся её в Америку 1990-х годов.
«Большие надежды» (1999), режиссер Джулиан Джаррольд
«Большие надежды» (2011), режиссёр Брайан Кирк
«Большие надежды» (2012), режиссёр Майк Ньюэлл

На романе основан эпизод «Пип» мультипликационного шоу South Park.

Share




0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100