17 июл. 2012 г.

Самостоятельное продвижение кулинарного сайта


Когда я заводила кулинарный блог... теперь его уместнее, конечно, называть сайтом... ну так вот, когда я начинала его вести два года и четыре месяца тому назад, про оптимизацию и продвижение я знала немного. Теперь хочу разобраться в своих завалах, отделить зёрна от плевел и понять, как далеко я продвинулась, что мне в этом помогало, что мешало, что я упустила и чего достигла.

Я много раз писала, что при создании своего кулинарного сайта пошла по пути наименьшего сопротивления - набрала кучу рецептов с картинками и скопи...пи... скопировала. Отбирала рецепты по принципу: время приготовления 30-40 минут и простые ингридиенты, поскольку основной идеей моего сайта стала фраза "коллекция простых рецептов", вынесенная в его описание, которая заодно какбэ намекала, что на авторство рецептов я не претендую.

Чем удобен кулинарный сайт? Вопрос о релевантности не стоит. Вы же не будете в статье под заголовком "жареная рыба" писать про отварную говядину, правильно? В кулинарных рецептах релевантность, то бишь соответствие, заголовка статье обычно 100%, что для продвижения очень даже мило.

Затем, спохватившись, я принялась за рерайт. Фотки, хоть и отсканированные, всё равно были далеки от уникальности, но это было лучше, чем тупо тырить с тырнета и обрезать чужие копирайты.

Я не могу сказать, что не старалась с самого начала оптимизировать процесс. Описание сайта, его семантическое ядро - всё это с грехом пополам я составила. Тем более, что (повторюсь) с кулинарным сайтом это достаточно легко - ну о чём там писать, что "пихать" в ядро? Словосочетания со словами "рецепт", "суп", "салат", "закуска" во всех возможных вариациях. Но можно было ещё значительнее облегчить себе жизнь, если не создавать кулинарный сайт общего профиля, а делать его специализированным - только супы, только выпечка, только напитки, только салаты, только восточная кухня, только средиземноморская кухня и т.д.

В узкой нише продвигаться всегда удобнее, потому что есть, на чём сосредоточиться. Можно двигать сайт по какому-то конкретному запросу или по столь же конкретным нескольким. Я вот в частотности запросов мало что понимала, и пробовала двигаться тупо по запросу "простой рецепт" - ну, вы себе представляете, меня даже два года спустя в выдаче Гугла не видно (что обидно). У Яши я по этому запросу (согласно сервису webmasters.ru/tools) на 51-м месте,  по "простые рецепты" - на 83-м, по "простой рецепт пирог" на 63-м, а по "простой рецепт салат" вообще отсутствую.

Зато есть одно "но" - поисковики, игнорируя ваши усилия, продвигают сайт самостоятельно. Вот приглянется им какая-то страничка, и они будут её холить, лелеять и держать в выдаче. Но потом им может что-нибудь стукнуть в голову, и они эту страничку так же преспокойно выкинут из топа, хотя вы ничего не предпринимали ни в ту, ни в другую сторону.

Мне оставалось только с любопытством смотреть, как сайт по отдельным запросам (которые суть - названия рецептов) то прыгал вверх, то сигал вниз. Причём сезонность в этом вопросе наблюдается весьма условная - в разгар июля я вышла в топ по рождественским кексам у Яндекса, и даже у Гугла, как меня заверил allpositions.ru, нахожусь по ним на 42-й позиции (на 3-й странице выдачи), где присутствую аж по двум сайтам (вай-вай, какое счастье) и на одном красуется моё фото (ура, авторская кнопа Google сработала!).

Для любителя, это, может, и хорошо, но для человека, который собирается на своём сайте зарабатывать - это полный мизер. Непонятное падение траффика случилось у меня в апреле этого года; я было попыталась списать всё на Пингвин - ан нет, траф с Гугла не уменьшился, да и за что мне хватать ПингвинА? Он рубит сайты, закупавшие на себя нетематические дурные ссыли, а я их не покупаю прын-цы-пиально.

По идее, кулинарный сайт тем и хорош, тем и удобно его продвигать, что он не зависит от сезона - люди кушают всегда. Перед праздниками наблюдаются кратковременные всплески, но, в общем и целом, посещаемость должна держаться на одном уровне. У меня она слетела, и никакие сервисы не дают объяснения, почему.

Уж как я ни анонсирую в Ли.ру и ФБ, уж как не ухищряюсь, уж как не "расшаривают" мои рецепты участницы Блоготеки - я смогла вытянуть его только до 180-200 человек в день (год назад в это время было 400). Посещаемость сайта росла два года естественным образом, без малейшего напряга с моей стороны.

Важная составляющая в продвижении сайта - контент. Некоторые господа бьют себя пяткой в грудь, крича что-то про СДЛ-ы, посты в пять тыщ длиной и 100%-ую уникальность по Адвеге. Может, чего-то другого и касаются эти правила, но только не кулинарных сайтов. Именно в апреле этого года я спохватилась и начала публиковать авторские мастер-классы со множеством уникальных фото. Все артибуты прописываю, все теги указываю, тут не придерёшься.

Качество контента - отменное. Оптимизация - присутствует. А позиции не растут!

Вот тут я и задумалась - а можно ли продвинуть сайт самостоятельно в принципе? Может, правильнее обратиться к специалистам и полюбопытствовать, что за услуги по продвижению они оказывают, что обещают и (самое главное) какими способами добиваются обещанного?

Ещё два года назад непременной статьёй раскрутки и продвижения сайта почитался прогон по каталогам и доскам объявлений. Если сейчас кто-то заикнётся об этом, то услышит только раздражённое шипение "гуру" - мол, дуй отсюда, деревня лапотная. Но, если конкретно "потрясти" этих самых гуру (на вопрос в лоб они ни за что не ответят), то ответ на вопрос будет один - сейчас за продвижение и раскрутку сайтов принимается закупка ссылок. Именно это туманно и завуалированно называется "ваш проект по продвижению".

Вы даёте денег "гуру", он покупает для вас ссылки, и всё. Разница между этими "гурами" только в стратегии закупки ссылок: столько-то анкорных, столько-то безанкорных, столько-то через сапу, столько-то - через ГГЛ. Выражение "велись работы над проектом заказчика" это и означает.

Я честно паслась на сёрче, полагая, что там смогу узнать что-то новое для продвижения моего кулинарного сайта; но куда мне со свиным рылом да в калашный ряд! У людей "проекты", им платят деньги. Они берут плату с хозяев сайтов солидных контор, фирм, магазинов, обещая им попадание в топ, обход конкурентов, звонки и заказы. Хозяева сайтов - суть хозяева фирм: строители, продавцы бытовой техники, стройматериалов, недвижимости. Им всё по барабану, они в подробности не вникают, им важно - конкурента обойти. Потому про Пингвина им не объяснишь, они дают гуру по шапке, если вылетают с позиций, а гуру клянут Яндекс и в массовом порядке закупают ссыли снова. Словом, на сёрче с кулинарными сайтами делать нечего.

Помню, я как-то не выдержала - у меня в индекс влетели только опубликованные статьи и все показателе в Я-Вебмастере заглючили. Я и заикнулась на сёрчевском форуме об этом. Гуру меня облаяли, предложили забанить, и через полчаса я обнаружила, что у меня "репутация" стала -259 (наверное, они минусили десятками... но почему тогда число неровное?!). Когда через пару часов пошёл ап ТИЦ, мне никто репутацию не вернул, между прочим. Им стало не до меня.

Нагонять ТИЦ искуственно, покупкой ссылок, я не могу и не хочу - уж если и тратить деньги, то на хороший контент для сайта: интересные рецепты, уникальные фотки. Жалко, на Адвеге ввели минималку, все рецепты резко подорожали. С другой стороны, фотки там были не особо качественные - с теми, что я покупаю у девочек на Вебледи, не сравнить.

Формально считается, что каждая статья должна приводить к вам на сайт как минимум двух посетителей в день; в идеале - 5. То есть: если у вас 100 статей, посещаемость должна быть как минимум 200 уников, в норме - 500. У меня рецептов на сайте - под тысячу. Получается - результат ровно в 10 раз меньше минимального.

Индексация. Если постить ежедневно, быстроробот Яндекса будет заходить ежедневно - это не вопрос. Загонять выпавшие страницы в индекс тоже получается. Но вот позиции в поисковиках (и, как следствие, посещаемость) - это проблема.

Усиленный тематический обмен, партнёрские ссылки - это очень хорошо, но забирает много времени и сил. Для чистоты картины обмен нужен не прямой, а перекрёстный (именно поэтому я отказалась от сервиса линк-ту-линк).

Получается замкнутый круг: или покупай ссыли, наращивай ТИЦ, или терпи. Продвигай нужную тебе страницу... А вот, кстати, какую? У меня - сайт кулинарный. И что мне двигать? Борщ, жаркое, котлеты? Можно выбрать какой-то относительно редкий низкоконкурентный рецепт и продвинуться по нему. Для анализа подойдёт и Ли.рушный счётчик, и Я-Метрика. Однако, учитывая долгую раскачку поисковиков, рецепты какихнибудь экстраординарных куличей к следующей Пасхе надо постить на Хеллоуин.

Поведенческий фактор - больная проблема. На моём кулинарном сайте большой процент отказов (более 75%). Почему? Потому что посетитель заходит по конкретному запросу, видит рецепт... и идёт на кухню. С одной стороны - я своего достигла: дала человеку максимально полную информацию по интересующему его вопросу. С другой стороны - он не остался на сайте, не начал его листать. Мне, как вебмастеру, минус. Сайту - высокий процент отказов. Иди, выпей йаду или убейся апп стену - вот как это называется.

Есть ещё одно... Вот даже и не хотелось говорить. Один особо ядовитый "гуру", даже с сёрча изгнанный за ядовитость, не устающий кусать всех подряд, и берущий за продвижение раз в 10 больше, чем остальные "гуры"... за что они его не устают ненавидеть... очень долго издевался над их "закупочно-ссылочными" методами продвижения. И вот как-то один из нейтрально настроенных посетителей его блога не выдержал и спросил - мол, хватит намёков. Ты продвигаешь не ссылками, и продвигаешь крайне успешно, согласен, но как?

Ответ ядовитого "гуры" был прост и безобразен. Он грубо напомнил, что Яндекс - зеркало Рунета, и ваще, мы живём в самой прекрасной стране на свете, и все остальные страны нам завидуют. И выдача корректируется вручную. И руки растут у живых людей, которым в эти самые руки он и даёт деньги заказчика. Но к кулинарии, которую я в данный момент представляю, это уже не имеет никакого отношения...
 
Rambler's Top100