25 мая 2012 г.

Ещё о Друде


Особая прелесть в наших спорах - это то, что мы в приниципе друг с другом не согласны, и наши версии в корне противоречат друг другу. При этом в доказательствах правоты, приводимой оппонентом, мы умудряемся находить подтверждения собственного варианта развития событий; это настоящее чудо - на мой взгляд.

Сейчас я попытаюсь разобрать (для себя) последние заключения Свена; но сначала - немножко вернусь назад, отступлю на шаг во времени от того момента, когда Ч.Д. написал первую строчку последнего романа.

Конечно, я говорю о своём самом, самом любимом романе - "Наш общий друг". Стартовав с продаж первой части в 35 000 экземпляров, он явно разочаровал своих читателей -  было продано всего 19 000 заключительных двойных номеров. Это был вердикт читателей. А что критика? В анонимном обзоре, опубликованном в London Review в 1865 году, сюжет романа был назван "диким и фантастическим", а его развязка - "вызывающей разочарование".  И это был не единственный отрицательный отзыв; и читающая публика, и критика приняли роман прохладно.

Если внимательно взглянуть на библиографию Диккенса - легко убедиться: он всё время, непрерывно, жил в процессе написания очередного крупного произведения. Год за годом, год за годом; рассказы, очерки, публичные выступления - это словно фон. Начиная с апреля 1836 года, когда начали выходить Посмертные записки Пиквикского клуба (The Posthumous Papers of the Pickwick Club), и до ноября 1865, когда был завершён Our Mutual Friend, литературная машина работала почти бесперебойно.

Почти - потому что выходу "Нашего общего друга" предшествовал трёхлетний перерыв; тем значительнее должен был стать этот долгожданный роман - объёмный, интересный, полный потрясающих, оригинальных, необычных персонажей и многообразных сюжетных ходов. Но в "сердце", в основе романа лежало убийство - хладнокровное, предумышленное, рассчитанное. Что бы кто ни думал - для меня это детектив, настоящий детектив.

И вдруг - стоп. Первые выпуски "ТЭД" выйдут только в апреле 1870 года. Почти пять лет перерыва. Смог бы такой человек, как Ч.Д., вынести второй ледяной душ от читателей и критики? Да ни за что. Я не могу рассматривать "ТЭД" просто как роман, просто как книгу. Это был реванш, это была месть.

А что было между 1865 и 1870? Заслуженный и полный успех "Лунного камня" Коллинза (1868). И потому я не могу согласиться со словами Свена: "Пишет ли он детективный роман, как Коллинз? Нет, сюжет нисколько не детективный, хотя для разгадки “тайны Эдвина Друда” Диккенсу и приходится ввести в число действующих лиц сыщика. Романы Диккенса - это не развлекательная литература, это смесь сатиры на пороки общества и романа-нравоучения."

На мой взгляд - ещё как пишет! Он словно говорит - вы хотели сыщика в романе - так получите! (Дэчери). Вы хотите восточной экзотики - так получите! (близнецы Ландлесс). Вы опиума для народа? Так получите! (Джаспер, Курилка). Вы будете иметь развлекалово, которого так жаждут ваши души, но осенённые, так сказать, крылом гения.

А что касается слов Свена: "Юные особы, не рожайте вне брака и не пытайтесь сбежать с любимым вопреки воле родителей - всё пойдет наперекосяк, все будут несчастливы и рано умрут, а внебрачные дети будут обречены на страдания и наркотики" - так эта мораль уже диктовалась в "Оливере Твисте" - а Диккенс нам обещал нечто совсем новое!

Я также не верю в притворство Джаспера в момент его объяснения с Розой; эта такая сильная, такая захватывающая сцена... Нет, всё, сказанное Джаспером, для меня - истина. По стечению обстоятельств этому человеку приходится вести навязанный ему образ жизни - он так редко бывает откровенен! Я не могу отказать ему в праве на эти минуты истины.

"Ты-то можешь сам выбирать. Для тебя жизнь, как плод прямо с дерева, а мне от излишней заботливости подали его отмытый, обтертый, без прелести и аромата..." - нетрудно заметить, какую реакцию вызывают у бедного Джаспера беззаботные слова Эдди. Очевидно, что Джаспер сам выбирать не может. Дядя? Старший брат? Он должен убить того, кто ему дороже жизни - или умереть самому.

Но не думаю, что им движет только инстинкт самосохранения... Примечательны его слова: "Иногда приходится делать то, чего не хочешь... И вам придется, иначе вы повредите другим людям, а исправить этот вред не сможете." Кому может повредить Роза, не выслушав слова Джаспера? Каким "другим людям"? Только ли Ландлессам? Какое решающее доказательство он может привести, и почему просит отвести тень виселицы не от Невила, а от Елены?

Зачем, собственно, Джасперу - или кому-то другому - убивать Эдвина? Кому он мешает? Кому нужно его исчезновение, если не смерть? Если вспомнить тот же "Лунный камень" - сэр Годфри Эблуайт пошёл на преступление, чтобы покрыть растрату имущества опекаемового. Но - там всё было ясно: существовала "некая особа", на которую сэр Годфри эти деньги тратил; особа любила дорогие наряды, бриллианты и растрата вполне объяснима.

Есть ли у Джаспера (или у кого-то другого) причина желать смерти (исчезновения) Эдвина по имущественным мотивам? Что мог растратить Джаспер и куда? Живёт он скромно. Опиум в те времена был дешёв. Состояние Эдвина - явно не миллионное. Причина только одна - вынесенная в заглавие: "Тайна Эдвина Друда". Какая-то тайна, которую вынужден хранить Джаспер, и груз этой тайны изводит его у нас на глазах. Он не может сообщить о ней никому; но она явно касается не только его одного.

Это тайна его сестры (матери), которая не заслужила даже упоминания на страницах романа? Это тайна юной утопленницы миссис Буттон, возможно, убитой своей мужем? Может, эта тайна и стала причиной убийства? Какой кусочек головоломки привезли с Востока (может, сами того не зная), близнецы Ландлессы?

Это только вопросы, которые я расставляю, как вехи, во время чтения. А ответы на них могут быть разными.

Нравоучение? О да, безусловно! Для меня основное нравоучение романа - в словах хорала. Грехи отцов, падающие на головы детей; и три исключения из этого правила: "это случай праведника, творящего суд и правду в согласии с законом, данным евреям (ст. 5-9); случай "сына-разбойника", родившегося у праведного отца (ст. 10-13); и случай праведного сына, который родился от нечестивого отца". В любом случае - речь идёт о семье, о родителях и детях, об их ответственности за грехи друг друга.

Тайна Эдвина Друда... За неё поплатились жизнью родители Розы; её узнал от сестры (матери) Джаспер, и теперь страдает под её грузом, её знает Дик Дэчери. Она заставила исчезнуть Эдвина. Эта тайна похоронена в крипте собора Клойстергема. Я знаю, что это настоящая, захватывающая дух тайна... Но это всё, что я о ней знаю. А хочется - больше...
 

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100