27 мар. 2012 г.

Tinker Tailor Soldier Spy (Шпион, выйди вон!)



Моя беда - любовь ко всему природному и качественному. В мире, где приходится есть, пить, носить и смотреть всякую синтетическую хрень, она превращается в серьёзную проблему. Поэтому, встречая натуральный, природный и качественный продукт, я заливаюсь традиционными слезами восторга и молитвенно складываю лапки.


Кино "Tinker, Tailor, Soldier, Spy" - или те самые, которые "на златом крыльце сидели", согласно считалке - претендовало на все мои номинации и эти номинации заработало. Во-первых, потому что это Ле Карре, который пишет специфично о том, о чём знает (натуральный шпион); во-вторых, потому что в фильме играют весьма специфичные Олдмен, Ферт, Хёрт, Кэмбербетч и иже с ними (натуральные британские актёры); в третьих, потому что снимал их Томас Альфредсон, очень натуральный и естественный режиссёр ("Впусти меня" потому и страшно, что очень просто так и натурально).

Вот странно - в литературе русской полно врачей; в английской - шпионов. Почему шпионская (или фискальная) карьера способствует росту литературного таланта в каждом отдельно взятом британце - для меня вопрос со времён Марло. Ле Карре хорош потому, что сам не дурак и пишет не для дураков, и снять по умному роману глупое кино было бы некрасиво и не по-джентльменски.

70-е годы, "холодная война", шпионская история. Никакой романтики. Работа будничная, грязная. Никакой тебе лихости - это вам не Флемминг. Шпионы Альфредсона (как и вампиры Альфредсона) - люди с соседней улицы, из соседнего дома. Занудные, скучные, одинокие. Пытки, измены и убийства - часть их занудной и скучной работы.

Удивительно мне было читать отзывы к фильму: "Скучно", "Ничего не понял"... Интересно, на каком этапе своего развития люди начали ходить в кино исключительно для развлечения, а не из желания увидеть нечто, заставляющее думать? Почему мыслительный процесс превратился в тяжёлое бремя? В конце концов, есть же "Ржевский против Наполеона". Там тоже Ходченкова играет, коли на то пошло. И есть "интересно про шпионов" - "Миссия невыполнима", в количестве много штук. Никакого мыслительного процесса - даже его имитация отсутствует.

А "это вам не лезгинка, а твист", как говорил Моргунов в бессмертной и натуральной "Кавказской пленнице". Это вам Ле Карре, такой же британский, такой же натуральный, как виски, твид и фраза "Ландан из зе кэпитал оф Гред Британ". И противостояние Англии и России, такое незыблемое, вечное и натуральное, кажется чем-то из этого же ряда: крепким, как виски, прочным, как твид, и неоспоримым, как столичный статус Лондона.


И - удивительная находка - лёгкая до неправдоподобия песня Хулио Иглесиаса, звучащая на финальных кадрах... Песня испанца, поющего на французском языке, так легко пересекающего все границы, настолько контрастирует с тяжёлым дыханием "Цирка" - МИ6, что и в самом деле не верится, что самая лучшая музыка писалась во времена шпионских войн...

(Песню можно послушать здесь; щелчок по ходу - смертельный выстрел, достигающей цели).
 
Rambler's Top100