4 февр. 2012 г.

Два шедевра



В библиотеке моих родителей все книги были разложены по жанрам; отдельные две полки отводились под пьесы и киносценарии. В результате со многими фильмами я знакомилась в "книжном" варианте, и они долгие годы оставались для меня книгами. Так случилась и с двумя итальянскими шедеврами -"Разводом по-итальянски" режиссёра Пьетро Джерми и легендарной La Dolce Vita, "Сладкой жизнью" Федерико Феллини.

Маленькая жёлтая книжечка "Развода по-итальянски" изрядно потрепалась в результате знакомства со мною. Снабжённая множеством отличных иллюстраций, она умудрилась создать довольно полное представление о фильме (в чём я убедилась много позже), и в моём понимании так и осталась не комедией, а, скорее, комедийным детективом.



Пытаясь расставить все точки над "ё", я поинтересовалась тогда у мамы:
- Но Фефе же всё-таки убил жену... И художника Кармело его жена убила тоже...
- Она была такая надоедливая, - ответила мама, - что её было не жалко!
А я вот всё-таки жалела бедняжку Розалию...

Так я поняла (иногда детский разум умеет извлекать странные выводы - точно корни из иррациональных чисел), что есть на свете неизбежное зло - такое, как разводы, к примеру, которое позволяет людям... ну, не прям чтоб убивать, но хотя бы не злоумышлять друг против друга.

К тому же последние кадры фильма не оставляли накого сомнения в участи бедного Фердинандо; думаю,что Розалия была довольно скоро отомщена. Небесная красота юной Стефании Сандрелли казалась мне в детстве абсолютным идеалом... И я реально не понимала, что она нашла в своём непутёвом двоюродном брате, "старом" и женатом...






При всей несхожести "Развода по-итальянски" и "Сладкой жизни" у этих фильмов есть безусловная общность - исполнитель главной роли; это не говоря о том, что Розалия убегает со своим художником как раз во время сеанса фильма Феллини.

"Сладкая жизнь" казалась мне тогда совсем не сладкой, а очень пустой и трагичной. Оценить по достоинству формы Аниты Экберг я всё равно не могла, возмущал Папараццо, который аж на пол лёг - лишь бы с удобного ракурса сфотографировать, как американский жених колотит Марчелло, и наводил ужас поступок Штайнера...



Но я всё равно упорно перечитывала сценарий, разглядывая чёрно-белые картинки: светлоглазая девочка-официантка, Анита под струями фонтана Треви, толпа ожидающих явления Мадонны...

Пересмотрев фильм недавно, вдруг поняла, что он до ужаса современен, что он актуален для нас и для "сейчас". А сама себя явно ощутила скатом, вытащенным на песок пустынного пляжа...



Марчелло нет уже давно. В день его смерти фонтан Треви, где он целовался с Анитой, остановили и обтянули траурным крепом. Анита и Стефания стали безобразными старухами. Но для меня они вечно живы, вечно молоды и вечно прекрасны - друзья и подруги блаженных времён бесконтрольного детского чтения...

 

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100