15 июн. 2011 г.

Три книги об одном романе


Три книги, посвящённые последнему роману Диккенса, похожи одна на другую и абсолютно различны. Книга о книге – это уже достаточно необычно, если речь идёт не о научном исследовании творчества известного автора, а о полноценном литературном произведении. В этом смысле сходство трёх предлагаемых вашему вниманию литературных произведений не подлежит сомнению – их герои живут, дышат, спорят и размышляют только об одном лице, никогда в реальности не существовавшем – о господине по имени Эдвин Друд, созданном фантазией Чарльза Диккенса.

Мастера итальянского детектива Лучентини и Фруттеро предлагают свой вариант разгадки популярной среди «друдистов» аббревиатуры «ТЭД» в своей книге «Дело Д., или Правда о "Тайне Эдвина Друда"». Устроив настоящее «судилище», на котором встречаются самые известные «литературные» сыщики всех времён и народов, они в оригинальной и довольно остроумной форме излагают практически все существующие версии окончания последнего романа Диккенса. Не придя ни к какому определённому выводу по поводу виновности Джаспера или Ландлесса, они неожиданно подводят читателей к сенсационному выводу: самый популярный английский романист не умер от апоплексии, а был убит отчаянным завистником, тоже весьма известным литератором Уилки Коллинзом.

Что касается тайны убийства (или не-убийства) Эдвина Друда, то она остаётся на втором плане – так и не разрешённой загадкой; на первый план выступают взаимоотношения между Диккенсом и Коллинзом, которые, если судить по воспоминаниям современников, действительно были непростыми.

Трудно судить, читал ли эту легкомысленную, но забавную книгу господин Дэн Симмонс, но теория, которую он излагает в своём романе «Drood» (в русском переводе - «Друд, или человек в чёрном»), поразительным образом напоминает выводы героев Лучентини и Фруттеро. Лауреат множества литературных премий, обласканный критикой автор «Гипериона» в своём романе, что называется, пускается во все тяжкие: тут вам и кровожадная, тупая, завистливая посредственность в лице Коллинза, тут вам и жрецы таинственных многовековых обрядов, от описания которых Лавкрафта бы стошнило, и любовные страсти, и опиумный дым, и месмеризм, и каннибализм.

Вдохновенно накрутив все эти разноцветные тряпицы на ось повествования, автор считает свою миссию исчерпанной. У читателя, если не любящего, то хотя бы ценящего английскую литературу, остаётся такое ощущение, словно он разгрыз гнилой орех.

Но в промежутке между двумя этими «обвинительными заключениями» в адрес автора «Лунного камня» во Франции вышел роман «Господин Дик, или Десятая книга» Жан-Пьера Оля, анонсированный как «интеллектуальный детектив» и удостоенный элитной французской премии Prix Robles.

В этой книге тоже идёт речь о соперничестве двух мужчин – но это не Коллинз и Диккенс. В этой книге тоже много говорится о последнем романе Диккенса, но нет попытки дать единственно верное решение загадки.

«Разгадка Тайны содержала одиннадцать букв – десять и одну. Джон Джаспер и Сордж Педжах – это одно и то же лицо. В опиумном умоисступлении учитель пения слепо скопировал своего Автора, сотворив персонаж из ничего просто тем, что нарек ему имя. Он убил под псевдонимом. Смеха или восхищения заслуживает этот труд, доказывающий одновременно и прискорбную тщету, и невероятное могущество литературы? Она станет всем, и она станет ничем – как ты сам захочешь», - эти слова герой книги вкладывает в уста больного маниакальной зависимостью от Диккенса Эжена Бореля, создавая его поддельный дневник.

«Я знал наизусть все многотомье друдианы, всю эту грандиозную и химерическую груду хлама, все протоколы этого беспрецедентного литературного вскрытия, длившегося уже столетие», - горько замечает автор мастерской подделки, основанной на бреде молодого француза, вообразившего, что он присутствовал при последних минутах жизни Диккенса и знает разгадку «ТЭД». Но эта подделка, основанная на болезненных фантазиях, легла в основу литературного труда «Раскрытая тайна Эдвина Друда», которую постоянный соперник главного героя издаёт и представляет публике с невероятной помпезностью – серьёзный и недвусмысленный намёк на невозможность раскрыть то, что скрыто.

Что в действительности представляет собой загадка написания «Тайны Эдвина Друда» - история зависти, плагиата, литературного соперничества? Предсмертный бред поражённого болезнью мозга? Гениальный литературный ход, который должен был посрамить критиков «Нашего общего друга» и навсегда отодвинуть на задворки детективной литературы «Лунный камень»?

Как ни кощунственно это звучит, но смерть Диккенса сделала его роман вдвойне обсуждаемым и читаемым – возможно, закончи он его, и мир лишился бы одной из величайших литературных загадок…

P.S. Конан Дойл : «Мираж, столь милый сердцу очень многих романистов: призрак сочинения, последняя страница и даже последняя строка которого полностью меняет его смысл и приводит читателя в состояние оцепенения, близкого к мистическому восторгу…»

P.P.S. Дж.Б.Шоу: «конвульсия человека, стоящего одной ногой в могиле».

P.P.P.S. Итальянский писатель Франко Лучентини (1920-2002) покончил с собой в Турине на 82-м году жизни. Он бросился в лестничный пролет многоквартирного дома. Как считают друзья и близкие, причиной отчаянного поступка стала неизлечимая болезнь Лучентини (рак).

Прежняя дискуссия по теме:
Приключения книг: Тайна Эдвина Друда
Приключения книг: "Тайна Эдвина Друда"-2
Приключения книг: "Тайна Эдвина Друда"-3




0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100