9 мая 2011 г.

Навигация в океане


В конце XVII века точные навигационные вычисления по-прежнему оставались труднодостижимыми. Нужно было произвести две важные операции: расчитать теоретическое местросположение судна и определить широту.


Штурманы использовали солнечные часы для определения солнечного полдня - именно в этот момент Солнце пересекает меридиан, проходящий через точку, в которой находится наблюдатель, а высота светила даёт величину широты. Так как значение кульминации в течение года менялось, пользовались астрономическими таблицами.

После измерения высоты Солнца и использования таблиц получали величину, которую прибавляли (или вычитали) из зенитного расстояния в местонахождении корабля. Зенитное расстояние - это угловое расстояние Солнца от зенита. Его величину получали, вычитая 90 градусов от угла высоты. Таким образом, расчётная формула выглядела так:

широта=склонение - (90 градусов - высота Солнца).

Величина склонения, то есть высота любого светила над горизонтом, была положительной в Северном полушарии и отрицательной - в Южной. Полученный результат наносили на карту и  определяли местонахождение корабля с помощью подсчёта пути, пройденного кораблём.

Курс судна определялся с помощью магнитного компаса, а пройденное расстояние - ручным лагом, который был изобретён в XVI веке. Лаг состоял из деревянного поплавка и привязанной к нему верёвкой с узлами на расстоянии 15,43 м друг от друга. Именно так и появился термин "узел", который и поныне используется для определения скорости судна.

120 узлов соответствовали одной морской миле. В момент установки песочных часов в воду бросали поплавок. Корабль продолжал движение, а поплавок оставался неподвижным, верёвка разматывалась. Количество пройденных узлов за фиксированный промежуток времени помогало установить скорость судна. Конечно, этот способ был слишком зависим от метеоусловий, да и карты, выполненные в проекции Меркатора, затрудняли точные вычисления.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100