23 мая 2011 г.

Маргарита, Гретхен, не королева...


Она совершила три самых страшных преступления, какие только может совершить женщина: убила своего ребёнка, убила свою мать и прелюбодействовала. Она стала причиной смерти родного брата, была за свои грехи брошена в тюрьму и осуждена на смерть; но, тем не менее, попала в рай. Вечное блаженство от Бога - и жестокость и забвение от того, ради которого она стала преступницей - вот награда, полученная этой женщиной, героиней самой известной пьесы самого известного немецкого литератора.




С момента её страшной смерти виновник падения несчастной ни разу больше не произнесёт её имя и не вспомнит о ней; и только самый страшный и непримиримый враг не забудет её никогда. Много лет спустя, на страницах романа, написанного бывшим русским врачом, имя этой женщины зазвучит по-новому - по-королевски. "Хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты", - пояснит приспешник Сатаны.



Она стала невольной жертвой обстоятельств; Сатана и Бог поспорили на человеческую душу - причём, заметьте, не на её. Предметом спора была душа учёного, который вечно искал, сомневался, тосковал, был всем недоволен и искал чего-то, чего и сам не знал. Сатана использовал главный козырь в игре - вернул занудному старикану молодость, и тот из схоласта превратился во взбалмошного повесу - такое бывает. Ему было всё равно, в кого влюбиться; на манер Керубино, он был влюблён в саму любовь. Звали омолодившегося "Казанову" доктор Генрих Фауст.



"Ты должен мне добыть девчонку непременно", - безапелляционно заявляет бойкий доктор Сатане, встретив юную Маргариту на улице. Но Мефистофель проявляет неожиданную холодность: "Какую?.. Как, эту? ". Доктор полыхает и пылает, а Сатана - вот странность! - почему-то явно не горит охотой ему помогать. "Невинна, хоть прекрасна, - и у меня над нею власти нет", - поясняет он. Удивительно - ведь он должен быть заинтересован в падении Гретхен в первую очередь: душа невинной девушки - для Дьявола самый лакомый кусок... Но вместо того, чтобы кинуться с радостью соблазнять Маргариту для Фауста, он раздражённо отвечает:

Ты говоришь, как сердцеед порочный.
Подай ему сейчас любой цветок!
Он мнит, что нет любви, нет чести прочной,
Которой он похитить бы не мог!
Но не всегда бывает это впрок!



Подобная отповедь в устах Сатаны звучит очень необычно. Да, он добывает ларчик с драгоценностями в подарок Маргарите, проводит Фауста к ней в комнату - но с таким ворчанием, с такой неохотой, как будто понимает, что никакого ощутимого результата эта история не принесёт. Неудивительно: согласно условиям договора с Сатаной, Фауст должен, наконец, объявить свои вечные поиски законченными, а себя - полностью удовлетворённым, а Мефистофель видит, что никакой любви к Маргарите у Фауста нет, и ни к чему эта интрижка не приведёт. Но, кроме того, есть ещё одно: душу Фауста он получить надеется, а вот душа Маргариты для него недоступна. Он чувствует в этом ребёнке огромную моральную силу, способную ему противостоять - настоящее сокровище, которое бездушный доктор растопчет и отбросит.



Но дело идёт своим чередом: договор есть договор, и Мефистофель обязан его исполнять. Он находит подход к болтливой соседке Гретхен, "соломенной вдове" Марте, и в её саду устраивает свидание девушки и своего подопечного. "Она в него влюбилась," - замечает Марта. "А он в неё. Таков уж ход вещей!" - отвечает сквозь зубы Сатана, и его слова в конце действия падают тяжёло, как камни.



Маргарита любит, Фауст внезапно впадает в сомнения, Сатана раздражён... Но запущенный механизм соблазна уже не остановить. И, тем не менее, Гретхен выражает свои страхи предельно точно: "грех один: в душе ты не христианин". Она чувствует, что у её любимого нет тех моральных ценностей, которые ей привиты с детства. Но пока что Маргарита не понимает истинной причины; ей кажется, что во всём виноват Мефистофель. Доктор не может обмануть девушку, как своих учеников; а она, в отличие от всех остальных участников драмы, прекрасно распознаёт, кто прячется под личиной его удалого спутника-бретёра:

С кем повсюду ходишь ты.
Он ненавистен мне от сердца полноты!
Изо всего, что в жизни я видала,
Я не пугалась столько ничего,
Как гадкого лица его...

...В глазах его таится что-то злое,
Как будто в мире все ему чужое; :
Лежит печать на злом его челе,
Что никого-то он не любит на земле!..



Долгожданная любовь не принесла Маргарите счастья. Она, хоть и ненамеренно, отравила мать сонным зельем, которое ей передал Фауст; тучи над головй бедняжки сгущаются. Не помогают ни молитвы, ни попытки скрыть грех: "стали все кругом кивать, подмигивать глазком", - горько замечает её брат Валентин. Он застаёт Фауста и Мефистофеля под окнами сестры, и один удар шпаги решает дело: проклиная Гретхен и сводницу Марту, Валентин умирает.





Но все эти печальные события события мало влияют на нашего доктора: убив брата своей возлюбленной, и, фактически, её мать, истребив всю семью, он отправляется плясать с молоденькими ведьмочками на шабаш в горах Гарца, оставив соблазнённую им девушку выкручиваться из всех несчастий самостоятельно.



Его запоздалое раскаянье бурно, но неглубоко. Сколько прошло врмени с их последнего свидания? Маргарита уже успела родить, убить своё дитя, сойти с ума, попасть в тюрьму - а Фауст до этого момента и не вспоминал о ней; разве что заметил случайное сходство с её чертами в лице одного из духов, которые повстречал в Вальпургиеву ночь.

"И ты, изменник, недостойный дух, смел скрывать все это от меня!", - кричит он на Мефистофеля, как всегда, пытаясь свалить с себя ношу вины на плечи другого. "Но кто, скажи, ввергнул её в бездну погибели: я или ты?", - раздражённо отвечает на его упрёки Сатана.






И настаёт последнее свидание Фауста и Маргариты, и последнее появление Маргариты на страницах книги. Истинная вершина творчества автора, верх поэтического мастерства; каждая строчка в этой сцене - золотая. Она отказывается от "спасения", предложенного Фаустом; она чувствует, что их любовь закончена, что тяжесть совершённых преступлений не даст ей дальше жить, и выносит приговор Фаусту:

Спаси меня, господь! О боже, я твоя!
Вы, ангелы, с небес ко мне слетите,
Меня крылами осените!
Ты, Генрих, страшен мне!

Теперь она прозрела: настоящее зло несёт не Мефистофель, а Фауст...

Её последний зов звучит в пустоту: доктор Фауст исчезает с Мефистофелем, он не будет нести вместе с ней наказание, он скинул с плеч обузу и ответственность. Она за всё ответит одна: и за любовь, и за убийства. Больше мы не увидим Маргариту - до самого конца повествования неблагодарный доктор не вспомнит о ней ни разу. Его возлюбленной станет символ вечной красоты - Елена Прекрасная; он будет главой разбойников, царём, отшельником, правителем-реформатором, и, наконец, умрёт под стук лопат гадких лемуров и будет похоронен с их жестокой песней:

Кто строил тесный дом такой
Могильною лопатой?
Доволен будь, жилец немой,
Квартирой небогатой!

Так почему же зал стоит
Без мебели, убого?
Всё было куплено в кредит,
И кредиторов много.

Сатана проиграет; душа Фауста отправится в рай - но исключительно ради посрамления Мефистофеля и торжества Создателя. Даже если Маргарита и простит своего неверного возлюбленного, он и в раю не обретёт счастья; доктор не знал ни истинной любви, ни истинного раскаянья. Ему вечно что-то мешало, как тому известному плохому танцору из поговорки. А Маргарите ничто не помешало: трагическая героиня, убийца, она осталась в истории литературы одним из самых светлых женских образов...

Возле кирхи, на мостовой,
Поясок свернулся змеёй.

Подыми-ка, дружок, глаза -
Ты зачем его развязал?

Мне его не сыскать теперь:
Крепко заперта на ночь дверь.

Только ночью, в кошмарном сне,
Он в окошко вползёт ко мне,

И удавкой свернётся змей -
По размеру шеи моей...

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100