9 апр. 2011 г.

Английские галеоны


В XVII веке центр кораблестроения переместился в Англию. На английских верфях строились самые прочные и надёжные суда. Именно внедрение передовых технологий в кораблестроении позволило будущей Британской империи стать сильнейшей морской державой современности.
В предыдущем столетии на развитие английских галеонов оказывали сильное внимание венецианские матера-корабелы. Соотношение длины киля и максимальной ширины корпуса тогда составляло от 2.5:1 до 3:1.

В период правления Елизаветы I Английской галеоны имели относительно небольшие размеры. Максимальная ширина галеона составляла 9.7 метров, глубина трюма - 3.65 метра, грузоподъёмность около 385 тонн при водоизмещении 480 тонн, масса вооружения на борту - примерно 35 тонн. Экипаж такого галеона составлял 250 человек.

Каждое государство разрабатывало собственный регламент размеров и пропорций в кораблестроении. Если для купеческих судов важнейшим моментом являлась высокая грузоподъёмность, то для военных кораблей приоритетными были высокая скорость и хорошая маневренность, что было сложно совместить с требованиями повышения огневой мощи.

Ярким примером противоречия между быстроходностью и наращиванием вооружения служит судьба знаменитого английского галеона "Хозяин морей" ("Sovereign of Seas"), спроектированного корабелами династии Питт. Его создание стало началом периода сверхмощных военных кораблей. Хотя он был прекрасно вооружён, но был трудноуправляемым и не мог развить высокую скорость. В результате его пришлось подвергнуть полной перестройке, превратив в один из первых в истории флота линейных кораблей. Также были уменьшены размеры квартердека, что уменьшило и парусность судна.

Ответом Франции на "Sovereign of Seas" стала постройка галеона "Корона" ("La Courronne"). Он был более маневренным и быстроходным, к тому же обошёлся дешевле.

В середине XVII века три ведущие морские державы - Англия, Франция и Голландия - начали активное строительство трёхпалубных тяжеловооружённых галеонов. Постепенно на смену традиционным галеонам пришли линейные корабли и фрегаты, которые и стали основой военных флотов до второй половины XIX века.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100