13 апр. 2011 г.

Рангоут галеонов


Стремление улучшить скорость и маневренность галеонов и желание удовлетворить растущие требования военных привели к тому, что парусное вооружение и рангоут значительно усовершенствовались.
В XVI веке мачты часто оказывались самыми непрочными элементами корпуса судна, поэтому корабельные мастера искали подходящий материал для мачт и старались выработать оптимальные варианты рангоута. Уже в XVII веке были найдены определённые стандарты парусного вооружения в соответствии с размерами и назначением кораблей.

Таким образом, галеоны водоизмещением менее 500 тонн несли по три мачты, галеоны большего водоизмещения - по четыре. Четвёртая мачта размещалась на корме, позади бизань-мачты, и называлась бонавентура (позднее - пало). В английском флоте во времена короля Якова I Стюарта (1603-1625) парусники с такой четвёртой мачтой составляли примерно половину от общего числа кораблей.

К середине XVII века бонавентура выходит из употребления, и для компенсации увеличивается площадь косого паруса на бизань-мачте, над ним устанавливается прямой парус - крюйсель. Площадь парусов на кормовой мачте увеличилась и корабли стали более маневренными.

Если прямые паруса оказывались неэффективными, использовались латинские паруса. Когда угол к ветру был меньше 30 градусов (полный бейдевинд), корабль был вынужден лавировать, двигаясь то правым, то левым галсом, то маневрировать только с помощью прямых парусов было невозможно.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100