30 мар. 2011 г.

Кораблестроение в XVII веке: основные проблемы


Кораблестроение в начале XVII века всё ещё оставалось скорее искусством, нежели наукой, но постепенно такой подход перестал устраивать заказчиков. Гражданские заказчики - купцы, торговцы - стремились увеличить свою прибыль за счёт увеличения грузов, и, следовательно, грузоподъёмности корабля.
Военным заказчикам требовались маневренные, хорошо вооружённые суда, которые сочетали бы грузоподъёмность с маневренностью. Для экспедиций, отправляющихся в дальние плавания, требовались судна, сочетающие качества как грузовых, так и военных судов.

В Англии была создана специальная комиссия, которая старалась выработать общие требования к кораблестроению. Оптимальными было принято считать пропорции, когда максимальная ширина корабля равна трети его длины по килю и втрое превышает осадку.

Комиссия рекомендовала корабелам отказаться от тяжёлых надстроек и не прерывать сплошные палубы переборками. Корабельные мастера попытались учесть эти советы при постройке одного из крупнейших кораблей современности "Владыка морей" ("Sovereign of the Seas"). Однако правильно рассчитать его водоизмещение смогли только спустя несколько лет после того, как он был спущён на воду.

Результатом ошибок при постройке корабля стала печальная история могучего шведского 64-пушечного галеона "Ваза", который был опрокинут порывом ветра (1628 год).  Корабль имел водоизмещение около 1,400 тонн и, по замыслу правителя Швеции Густава II Адольфа, должен был стать флагманом его королевского флота, и продемонстрировать всем странам Балтийского бассейна военную мощь и превосходство Швеции.

Для постройки галеона "Ваза" было срублено более тысячи деревьев. Корпус галеона был богато украшен позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. Однако торжественный спуск на воду закончился полным конфузом: корабль затонул. Более 300 лет судно пролежало на морском дне, но в 1961 году было поднято, законсервировано и сейчас является экспонатом в построенном для него музее, вызывающим неизменный интерес: ведь "Ваза" - единственный в мире сохранившийся парусник начала XVII века.



0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100