12 мая 2010 г.

Подводные камни фриланса


Очень многие из нас, обналичив первые веб-копейки, в радостном упоении начинают прославлять прелести фриланса, агитируя новичков и делясь впечатлениями с "соратниками". Но не стоит забывать, что многие достоинства удалённой работы меркнут по сравнению с её недостатками, и если столкновение с ними неизбежно, то необходимо к ним хотя бы морально подготовиться.


1. Полное отсутствие гарантий. Трудовые договора, как правило, для фрилансеров не заключаются. Они работают на свой страх и риск. Если даже сегодня определённая часть работы оплачена, завтра ваш работодатель может сделать вид, что никогда в жизни вас не знал. Даже если вы работаете через биржу фриланса, далеко не каждая из них даёт гарантии на то, что вы получите свои денежки.

2. Отсутствие стабильности. Найти постоянную работу в сети довольно сложно, но возможно. Однако вас могут не предупредить о прекращении сотрудничества, поменять на более выгодного исполнителя, дать "от ворот поворот" в любой момент без всякого объяснения.

3. Зависимость от интернета. Нет, я говорю не о пресловутой "интернет-зависимости" посетителей чатов и социалок; речь идёт о проводах, кабелях, модемах и прочей требухе. С 1 мая я три дня просидела без связи - интернет не работал, служба поддержки провайдера валила на АТС, а там бюро ремонта отдыхало и праздновало. Когда 3 мая я наконец заполучила дежурного мастера, он после долгого лазания по крышам и препирательств всё с той же службой поддержки восстановил соединение с инетом. Ну а если бы у меня на руках был срочный заказ? Что тогда?

Осенью я меняла провайдера. Меня заверяли, что вся эта процедура займёт 2-3 дня. Я осталась без связи на месяц! Мне просто здорово повезло тогда - именно в это время у газеты менялся владелец, шла реорганизация, и моё отсутствие сошло мне с рук. А ведь я запросто могла остаться без работы!

К тому же "свобода" фрилансера мнимая. Очень многие виды фриланса требуют выхода в сеть в определённое время; у меня, например, именно так. Не успел - пеняй на себя.

4. Незащищённость от мошенников. Бывает даже хуже, чем банальное "кинули-не заплатили". Получаешь ты письмо с предложением о работе. Подробности, мол, в аттаче. Открываешь аттач, а там сидит прожорливый червь, съедающий вмиг ваш кошелёк со всеми фрилансерскими накоплениями.

Словом, начиная карьеру фрилансера, нужно держать ухо востро! Не работать с незнакомыми заказчиками без предоплаты; оговаривать заранее сроки сдачи работ и оплаты; оставлять себе временной "люфт" и на первых порах не хвататься за срочные и сложные заказы. И будет всем счастье, радость и звенящий кипер!
 
Rambler's Top100